Мы формируем экономический климат

О том, над чем работает сегодня Комиссия по экономической политике Парламентского Собрания Союза России и Беларуси рассказывает ее председатель, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Олег ТОЛКАЧЕВ.
— Олег Михайлович, какие задачи решает ваша комиссия?
— Прежде всего формирует благоприятный экономический климат между Россией и Беларусью. Это — наша стратегическая задача. А тактических — множество. Во-первых, совместно с Комиссией по бюджету и финансам мы рассматриваем и готовим к рассмотрению проект союзного бюджета, отрабатываем нормативные положения по его текущим поручениям, следим за выполнением союзных экономических программ. Недавно, например, комиссия заслушала своих коллег о том, как реализуется концепция Налогового кодекса Союзного государства, регулируются вопросы союзной собственности, выполняется программа “Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных машин на базе универсального энергетического средства мощностью 200—450 л.с.”.
В целом все поставленные задачи выполняются четко и в хорошем темпе. Много внимания члены комиссии уделяют продвижению связывающих наши государства интересов, в том числе и через органы Союзного государства: Постоянный комитет, Парламентское Собрание. Мы стараемся ускорить подготовку вопросов к заседаниям союзного парламента. Но есть обстоятельство, вызывающее у нас большую тревогу. Я имею в виду прохождение документов через национальные министерства финансов и экономики.
По нынешнему нормативу то или иное решение принимается “на длинном плече”. Сначала с ним работают в Парламентском Собрании, после чего оно должно получить одобрение в национальных минфинах и отправиться на исполнение в Постоянный комитет Союзного государства, а оттуда — снова вернуться в минфины. Но самое печальное, что Министерство финансов России к союзным программам относится прохладно, поскольку не отчитывается перед Парламентским Собранием и Постоянным комитетом Союзного государства: не они его назначали. Контрольные органы тоже не союзные, а российские. Это приводит к тому, что все наши решения, проектная документация на союзные программы вязнут в столах чиновников, в частности, российского Минфина. Чтобы покончить с негодной практикой, комиссия предложила Постоянному комитету упростить процедуру согласования проектов программ в органах исполнительной власти РФ и РБ.
— Видимо, есть и другие причины, тормозящие развитие союзной экономики. Например, почему остановилась работа над созданием союзного комбайна?
— Нельзя сказать, что остановилась. Но дело в том, что крупные, крепкие хозяйства, имеющие оборотные средства, предпочитают покупать сельскохозяйственную технику (и, надо сказать, не лучшего качества) за рубежом. Тоже серьезная проблема, одна из тех, что затрудняют реализацию программы, о которой вы говорите. Но это не наша компетенция. Наша задача — профинансировать строительство. А чтобы заводы начали выпускать союзные комбайны, нужна соответствующая закупочная политика и чуть-чуть другие мотивы региональных руководителей, которые бы подвигли российские хозяйства, колхозы, совхозы, региональные власти покупать не дорогую, зачастую устаревшую импортную технику, а современную союзную.
— Одна из проблем, которой занимается ваша комиссия — формирование союзной собственности. Как здесь обстоят сегодня дела?
— Это, пожалуй, сейчас самый больной вопрос. Союзный бюджет работает уже несколько лет, на его средства создается союзное имущество, строятся машины, предприятия, объекты. Например, завершено строительство Центра радиационной медицины в Гомеле, ведется подобное строительство и в России. Однако до сих пор эти объекты не зарегистрированы как союзная собственность. А ведь она принадлежит тому, на чьи деньги построена или создана. Если на средства союзного бюджета, значит, является не российской или белоруской, а союзной. А у нас до сих пор нет органа, который бы отвечал за ее регистрацию. В дальнейшем, уверен, это приведет к серьезным последствиям: захотим ее зарегистрировать — и не найдем. Она будет или продана, или куда-то уйдет. Например, республиканские органы объяснят, что давным-давно поставили ее к себе на баланс, платят за обслуживание, поэтому и не вернут. Проблем будет множество, и сегодня это уже очевидно. Недаром на последнем ВГС было подписано Соглашение о регулировании вопросов союзной собственности.
Для этого необходимо доработать концепцию Налогового кодекса Союзного государства, предусматривающую самостоятельную налоговую систему и включающую все налоги, формирующие союзный бюджет. В связи с этим Парламентское Собрание предложило национальным минфинам до сентября нынешнего года подготовить проекты временных нормативно-правовых актов, устанавливающих перечень налогов и сборов, формирующих бюджет Союзного государства и определяющих состав налогоплательщиков. Что касается Постоянного комитета, то он должен организовать работу Межведомственной российско-белорусской рабочей группы по унификации налогового законодательства, подготовить проект концепции управления собственностью, программу действий и необходимые нормативно-правовые документы. Совету Парламентского Собрания рекомендовано обратиться к правительствам государств с просьбой ускорить ратификацию и вступление в силу указанного соглашения. Первоочередная задача в этой области — создание структуры, которая будет заниматься союзной собственностью, для чего необходимо принять Конституционный акт. Как видите, все упирается в одну и ту же проблему, которую мы никак не можем решить.
— Что изменится после того, как союзная собственность будет узаконена?
— Появится возможность создать нормальный союзный бюджет, формирующийся в основном из налогов от собственности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter