Мы есть то, что мы едим

БОЛЬШИНСТВО жителей Беларуси уверены: бабушка, которая выращивает картошку и морковь на собственном огороде в деревне, — своего рода гарант того, что приобретенный у нее товар можно употреблять в пищу без вреда для здоровья. Так ли это? С одной стороны, бабушки, занятые сегодня в плодоовощном бизнесе, неплохо научились применять современные средства химизации. С другой — они используют эти средства в меньшей степени, чем предприятия, а найти продукцию с аналогичными характеристиками на прилавках магазинов в достатке, увы, пока проблематично.

Жители страны еще не научились разделять понятия эко-, натур-, био- и органические продукты. Этим зачастую пользуются недобросовестные продавцы, проставляя непонятную для многих маркировку. Производство органических продуктов на конвейер не поставлено, и сделаны только первые шаги по формированию нормативно-правовой базы. Это в некоторой степени тормозит процесс.

Однако есть ряд фермерских хозяйств, которые уже внедрили (а другие — внедряют) методы ведения органического производства сельхозпродукции, что не может не радовать. В плане законопроектов на 2017 год есть один концептуально новый, который как раз направлен на решение этой  проблемы, — «О производстве и обращении органической продукции». У нас в республике отсутствует правовое регулирование производства и обращения органической продукции. Нет законодательной основы для установления определенных льгот, оказания мер господдержки субъектам хозяйствования, которые выращивают именно органическую продукцию. Также еще не подготовлены технические нормативные правовые акты, которые установят требования к ней и процессам производства.

Вместе с тем уже разработана концепция проекта закона «О производстве и обращении органической продукции», одобренная Президентом. Действует межведомственная рабочая группа (Минсельхозпрод, Минздрав, МАРТ, Минприроды, Госстандарт, «Белгоспищепром», НАН Беларуси), которая совместно с общественными организациями (Центром экологических решений и другими) занята в подготовке одноименного закона. Планируется, что он будет принят осенью 2017 года. Например, его проектом предусматривается, что при производстве органической агропродукции и сырья исключается использование и применение химически синтезированных веществ, консервантов, синтезированных красителей, гормонов, антибиотиков, ароматизаторов, стабилизаторов, усилителей вкуса, генетически модифицированных организмов, производных таких организмов и продуктов, изготовленных из указанных организмов. Предмет правового регулирования законопроекта — общественные отношения в области производства, маркировки, сертификации, перевозки и реализации органической продукции.

При внедрении органического сельского хозяйства во главу угла ставится рациональное использование природных ресурсов, сохранение плодородия почв, применение органических удобрений и гуманное отношение к животным. Согласно результатам опросов, немалая часть взрослых жителей крупных городов Беларуси хотела бы покупать именно органическую продукцию, которая сейчас в торговой сети представлена в недостаточном количестве.  Более того, принципиальной для потребителей в этом случае является государственная гарантия качества. При этом большинство респондентов готовы платить за органическую продукцию на 20 процентов (и более) дороже, чем за неорганическую.

На мировом рынке органическая продукция занимает примерно 10 процентов от общего объема продукции сельхозпроизводства. Органическое производство успешно существует более чем в 140 странах мира. Причем производители — в основном относительно небольшие фермы. Но в странах бывшего Советского Союза (например, в Литве, России и Украине) есть успешно работающие в этой сфере крупнотоварные хозяйства.

Михаил ОРЛОВ, начальник отдела агрохимии и защиты растений Минсельхозпрода

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter