Мы друг для друга — не иностранцы

Как на деле обеспечиваются равные права граждан Союзного государства

Как на деле обеспечиваются равные права граждан Союзного государства


На всех этапах развития российско–белорусской интеграции нашими государствами уделялось и уделяется значительное внимание проблематике обеспечения равенства прав граждан. Еще в рамках Сообщества Беларуси и России, Союза Беларуси и России были приняты решения, направленные на обеспечение определенного уровня прав белорусов и россиян на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально–трудовых гарантий; на получение всесторонней медицинской помощи и образования; на приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом...


Одним из наиболее значительных решений, принятых в этой области, является российско–белорусский Договор о равных правах граждан, заключенный 25 декабря 1998 года. В соответствии с договором граждане России и Беларуси получили возможность на равных условиях пользоваться правами на труд (включая право на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально–трудовых гарантий), на медицинское обслуживание, на образование и т.д. на паритетных началах.


Именно благодаря заключению договора государственные и иные органы России и Беларуси получили целевую установку на обеспечение реализации прав граждан Союзного государства в равном объеме.


Вместе с тем, несмотря на значимость Договора о равных правах граждан в сфере обеспечения равных прав, он носит в основном рамочный характер. Для дальнейшего обеспечения равенства прав граждан Беларуси и России потребовались развитие содержащихся в нем положений, подготовка соответствующих межгосударственных соглашений.


Следующим этапом стало заключение Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Одной из важнейших целей Союзного государства было провозглашено проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.


Нужно отметить, что вопросы равенства прав граждан Союзного государства неоднократно рассматривались на самом высоком уровне — президентами и премьерами Беларуси и России. Реализуя позицию обоих государств по этому вопросу, еще в 2004 году Совет Министров Союзного государства утвердил План мероприятий по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России. В нем содержались конкретные мероприятия, связанные с унификацией действующего белорусского и российского законодательств, подготовкой ряда межгосударственных нормативных правовых актов в сфере обеспечения равных прав граждан Беларуси и России. 22 апреля 2005 года на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства президенты Республики Беларусь и Российской Федерации провозгласили, что и в России, и в Беларуси граждане должны чувствовать себя одинаково уверенно и социально комфортно, а 2005 год должен быть посвящен проблеме обеспечения равенства наших граждан. В развитие озвученных президентских тезисов органами государственного управления России и Беларуси были подготовлены международные договоры в области обеспечения равных прав граждан.

В январе 2006 года на очередном заседании Высшего Госсовета Союзного государства президенты Беларуси и России подписали пакет значимых международных договоров, определивших порядок реализации ряда гражданских и социальных прав граждан Союзного государства, механизмы их обеспечения со стороны государств — участников Союзного государства.


Следует отметить, что позитивное влияние на решение вопросов в этой сфере оказывает и согласование подходов и направлений миграционной политики Беларуси и России, в том числе по направлениям внешней трудовой миграции. Еще в 2004 году Беларусь и Россия заключили межправительственное соглашение об использовании миграционной карты единого образца. Особенно важно для наших граждан, что этим соглашением граждане государств — участников Союзного государства освобождены от обязанности заполнения миграционной карты при въезде на территорию одного из государств–участников. В этом соглашении впервые белорусы и россияне были взаимно исключены из перечня иностранных граждан.


В 2005 году Советом Министров Союзного государства приняты Основные направления миграционной политики на территориях государств — участников Договора о создании Союзного государства. Документ представляет собой систему взглядов, принципов и направлений деятельности органов государственной власти обоих государств в области регулирования миграционных процессов. Работа по данному направлению интеграционного взаимодействия Беларуси и России всегда находится в центре внимания высших органов Союзного государства. На прошедшем 25 ноября 2011 года в г. Москве заседании Высшего Госсовета Союзного государства рассматривался вопрос о формировании единого миграционного пространства Союзного государства. Министерствам и ведомствам Беларуси и России поручено продолжить работу в данном направлении. В рамках реализации данного поручения 25 ноября 2011 года подписан Протокол о внесении дополнения в Соглашение между Правительством РБ и Правительством РФ об использовании миграционной карты единого образца.


Вступление в силу и реализация на практике вышеуказанных международных документов позволила урегулировать, пожалуй, самые острые животрепещущие проблемы, с которыми сталкиваются граждане Беларуси и России. Так, с принятием Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения во многие вопросы, связанные с социальным и пенсионным обеспечением граждан Союзного государства, внесена определенная ясность, по сути, нивелирующая опасения трудящихся–мигрантов обоих государств — участников Союзного государства осуществлять свою трудовую деятельность не в государстве своего проживания.


Договором подробно урегулированы вопросы государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц граждан Союзного государства и членов их семей.


В частности, при определении права на пенсию граждан Союзного государства учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обоих государств — участников Союзного государства. Данным договором также упорядочены процедуры выплат ряда пособий (по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице, для семей с детьми, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, на погребение) постоянно проживающим гражданам государством их проживания и определен механизм их финансирования.


Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам России в учреждениях здравоохранения Беларуси и гражданам Беларуси в учреждениях здравоохранения России решает ряд насущных проблем, связанных с предоставлением медицинской помощи. Соглашение об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства позволяет освободить граждан Беларуси и России от обязанности регистрации в компетентных органах в течение 30 дней с даты въезда. Соглашением также установлена упрощенная процедура получения вида на жительство для граждан РБ и РФ: факт принадлежности к гражданству России или Беларуси будет являться основанием для подачи заявления о выдаче вида на жительство без учета срока временного пребывания и получения разрешения на временное проживание).


В то же время на сегодняшний день в соответствии с национальными законодательными актами государств — участников Союзного государства граждане Беларуси на территории России, так же как и граждане России на территории Беларуси, обладают статусом иностранных граждан. Тем самым налагается ряд ограничений на осуществление ими прав и свобод, как на иностранных граждан. Но поскольку, как указывалось выше, между государствами сформирована международная правовая база, регулирующая вопросы обеспечения и реализации равных прав граждан, на белорусов в России и россиян в Беларуси распространяются положения национальных законодательств, регулирующих правовое положение иностранных граждан только в той мере, в которой они не противоречат международным договорам, заключенным в рамках построения Союзного государства. Правовое положение белоруса в России, как и россиянина в Беларуси, в первую очередь зависит от его правового статуса нахождения на территории России или Беларуси. Так, например, согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящимися в России признаются временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие иностранные граждане.


Количество прав и обязанностей, возлагаемых на иностранного гражданина Российским государством, а также объем предоставляемого ему социального обеспечения напрямую зависят от статуса нахождения иностранного гражданина в России. В то же время заключенные в рамках Союзного государства международные договоры позволяют белорусским гражданам (в отличие от граждан других государств) свободно выбирать статус своего нахождения в России в зависимости от того объема прав и обязанностей, которые они предполагают осуществлять в России. Поскольку РБ и РФ являются также участниками ряда международных договоров в таких сферах, как трудовые отношения, социальное обеспечение, оказание медицинской помощи, налогообложение, образование и др., то белорусские граждане, находясь в определенном указанными договорами правовом статусе пребывания в России, имеют равные (приравненные) с гражданами России права. Объем прав, реализация которых возможна белорусскими гражданами в зависимости от статуса своего нахождения в Российской Федерации, представлен в таблице (ниже).


Правотворческая деятельность государственных органов не остановилась на решении только тех вопросов, которые упоминаются в данной статье. Миграционные вопросы, вопросы социального и пенсионного обеспечения представляют собой очень сложный и объемный правовой блок. Решить их путем принятия одного только договора невозможно. Нужно сказать, что в настоящее время разрабатывается программа Союзного государства, призванная решить комплекс проблем, возникающих в сфере формирования единого миграционного пространства. Кроме того, мы надеемся, что в дальнейшем государства — участники Союзного государства интенсифицируют процесс дальнейшего «уравнивания» прав граждан государств — участников Союзного государства. В частности, должны быть урегулированы права граждан, временно пребывающих на территории одного из государств — участников Союзного государства; вопросы пенсионного, социального и медицинского обеспечения ряда специальных категорий граждан — студентов, государственных служащих, военнослужащих, членов семьи работников.


Лейла Котиева, к.ю.н., Сергей Савостьян, эксперт

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter