Мы должны быть вместе.

Образ Родины

Образ Родины

Валентин СИДОРОВ, народный художник СССР и  России, лауреат премии Союзного государства:
– Лауреатом премии Союзного государства я стал совершенно случайно. Открывал в Минске выставку Михаила Андреевича Савицкого и заметил, как хорошо смотрятся его работы в залах Минского музея изобразительного искусства. И меня тут же на этом «поймали» министр культуры Беларуси и директор музея: «Вам нравятся наши залы, так за чем дело стало, следующая выставка будет  ваша». А Михаил Андреевич еще подлил масла в огонь: «У Валентина за всю жизнь не было ни одной персональной выставки, потому что он жил всегда по принципу: «Сначала об артели, а потом о своем деле». Пришлось думать над названием выставки, и во время одного интервью спонтанно дал ей название первой картины, с которой вошел в жизнь, – «На теплой земле». И изображена на той картине моя бабушка, которая сажает огурцы, а моя сестренка за ней наблюдает и греет свои ножки на солнышке. На теплой земле!..
 С белорусскими художниками я связан по жизни –  вместе учились, выставлялись на одних выставках. Когда случилась беда, – иначе я не называю распад связей между Россией и Беларусью, – мы, по-моему, еще больше приросли друг к другу. А у меня была совершенно особая история знакомства со знаменитым белорусским пейзажистом Витольдом Каэтановичем Бялыницким-Бирулей. Познакомился я с ним, будучи дипломником, мы тогда подрабатывали, сдавая свои картинки на худсоветы Московского товарищества художников. Бялыницкий-Бируля приезжал иногда из своей «Чайки», настоящего дома творчества для художников. Ему нравились мои пейзажи, он отмечал их, иногда подходил, что-то советовал. После института я уехал в родные места, и когда работал на «Академической даче», в Вышневолочковском районе, бывал в  Удомле, в знаменитой «Чайке» Бялыницкого-Бирули. После смерти художника в белорусских Бялынычах, на родине Витольда Каэтановича, мы открыли его музей.  
Интересный факт – в советские времена у нас не было совместных пленэров с белорусскими художниками, а когда нас разделили, вдруг возникла потребность работать вместе.  И мы ежегодно встречаемся, работаем две недели, допустим, в Беларуси, а потом столько же или целый месяц – в России. В «Чайке» или на «Академической даче». Совершенно очевидно, что стремление к единению в нас непреодолимо. Наверное, сказывается схожесть характеров наших народов, близость к природе. И еще какая интересная вещь – Бялыницкий-Бируля сорок лет прожил в «Чайке», ненадолго отлучаясь в командировки на Север или на Волгу, но писал он всегда природу Беларуси. На его картинах не найдете ни одной старой березы, какие, например, всегда пишу я, у него свои березки, тоненькие, молодцеватые, именно такие он видел в Бялынычах. То есть он писал природу Беларуси, Россия и Беларусь были для него единым жизненным пространством.
По поводу Союзного государства скажу вам следующее – независимо от того, будет оно создано или нет, все равно мы с белорусами будем вместе. Менталитет у нас такой, безгранично верю я в щедрую душу России.

Лишь бы не было войны…

Алексей ДУДАРЕВ, белорусский драматург, лауреат Госпремии СССР, премии Союзного государства, заслуженный деятель искусств Беларуси:
– Художников не разъединить ничем, это экономисты, политики, таможенники могут размежеваться, а мы никогда. Там, где театр, там и я. В этом году от России на «Золотой маске» участвовал белорусский режиссер Олег Жюгжда, он поставил «Вишневый сад» в Мытищинском театре кукол.
Работы Жюгжды часто отмечают на международных фестивалях. Призы – приятная вещь, но главную оценку нам дают зрители. Когда зритель принимает,  это и есть самая «золотая» маска. А что касается участия в международных фестивалях, театр, основанный на идеях Станиславского, всегда будет ценен «своим», а не подражательством. Не устаревает только душа, дух, все остальное устаревает. Другое дело, что идти по этому пути очень сложно. Театр – единое государство планетарного масштаба. 
Со временем, думаю, наши отношения с Россией установятся, появится Союз двух государств, объединенных на взаимовыгодной основе. Без великодержавных замашек, без понятий «старший и младший – братья». Если хотите, я так и представляю себе Союзное государство.
Сейчас в Беларуси полным ходом идет монтаж художественного фильма «Брестская крепость», это первый кинопроект Союзного государства. Мне довелось участвовать в работе над фильмом. По просьбе продюсеров фильма я создал вариант киносценария, который был принят за основу худсоветом «Беларусьфильма» и Экспертным советом Минкульта и рекомендован к дальнейшей работе.  В мае этого года сценарий был опубликован в «Белорусской военной газете».
Сегодня модно спрашивать о том, пугает ли вас кризис.  Белорусов кризисом не напугаешь, после войны мы за 10 лет из разрухи вылезли. Вылезем и сегодня. Знаете, как моя соседка в деревне, светлая ей память, в начале 90-х говорила: «А если голод наступит, кусок земли распашем, кабанчика заведем – переживем!.. Лишь бы войны не було».

Театры наших народов

Сергей АРЦИБАШЕВ, художественный руководитель Московского академического театра имени Вл. Маяковского и Театра на Покровке, лауреат премии Союзного государства, народный артист России:
– В 1972 году, в честь 50-летия образования СССР,  все курсы Свердловского театрального училища готовили программы, посвященные разным республикам. Нам, первокурсникам, выпала Беларусь. Мы подготовили очень хорошую программу и заняли первое место. Это была моя первая режиссерская работа.  И в своем первом фильме  я снимался на минской студии. Позднее маршрут  Москва – Минск изучил очень хорошо. Несколько раз был в Минске с гастролями Театра имени Маяковского, со своим спектаклем «Жанна» по пьесе Галина. Помню, пришлось даже играть вместо заболевшего Бориса Тенина.  В начале 90-х ездил в Минск с несколькими спектаклями Театра драмы на Покровке. А в 1986 году вместе с Анатолием Васильевичем Эфросом я набирал курс в ГИТИСе, и к нам поступил  способный парень из Минска Рид Талипов. Потом он организовал свой театр в Минске, присылал программки, рецензии. Со спектаклем «Женитьба» мы имели большой  успех на «Фестивале фестивалей»  в Минске, посвященном 10-летию  Союзного государства.
«Женитьба» –  наш известный спектакль, и где бы мы его ни показывали – во Франции, Германии, Японии или в Прибалтике, Польше,  Молдавии, люди воспринимают эту историю так, словно Гоголь написал ее про них.  Мне  приятно это видеть, потому что у меня был грандиозный замысел, и, вероятно, суть его я смог донести до зрителей. Работать над «Женитьбой» мы начали  на рубеже 1994–1995 годов, когда был разрушен Советский Союз и в стране возникали бесчисленные конфликты.  Мне хотелось поставить  спектакль с ярко выраженной идеей  объединения. Мечталось о мировой премьере, где в роли невесты выступила бы актриса из России, а женихов сыграли бы культовые актеры из разных стран, скажем, уровня Марлона Брандо из Америки. Сейчас это было бы абсолютно реально, а тогда у меня не было  менеджеров и спонсоров, которые подхватили бы идею. Я понимал, что это утопия, и решил воплотить  свою идею хотя бы в границах СНГ, где вместе с русской невестой плясали бы грузин, белорус, киргиз… И зрителям было бы понятно, что все наши беды начинаются тогда, когда мы начинаем ссориться.  Но и это оказалось утопией. И тогда ко мне на Покровку пришли мои друзья из  театров  на Таганке и имени Маяковского, и мы сделали этот спектакль. В  2006 году на гастролях в Минске  играли «маяковцы» Игорь Костолевский и Михаил Филиппов. Замечу, что «Женитьба» идет у меня  в двух вариантах – в Театре на Покровке и Театре имени Маяковского.  

Кровные узы

Александр КАЛЯГИН, художественный руководитель театра «Et cetera», председатель Союза театральных деятелей России, дважды лауреат Госпремии СССР, лауреат премии Союзного государства, народный артист России:
– К идее создания Союзного государства Беларуси и России я отношусь как к естественному процессу, мы же связаны с Беларусью кровными, родственными узами, и потому очевидно, что мы должны быть вместе.  В Минске я бывал не однажды, ездил на гастроли, снимался в кино. В 2001 году я снялся в фильме Дмитрия Астрахана «Леди на день» – это российско-белорусский проект. Вообще, как-то странно сейчас специально вспоминать своих белорусских коллег – мы никогда не разделяли: это – белорусские артисты, а это – российские.  И Николай Еременко, к сожалению, его уже нет с нами, и Ростислав Янковский – я могу назвать и много других имен – мы ощущали себя одной актерской семьей. Для меня большая честь стать лауреатом премии Союзного государства, это очень высокая награда. И особую радость мне доставляет то, что я оказался рядом с потрясающим артистом Ростиславом Янковским, которого любят и знают как в России, так и в Беларуси. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter