Мы — долгое «Эхо» друг друга...

Есть ли шансы на выживание у народного театра?

Есть ли шансы на выживание у народного театра?


У народного театра Дворца профсоюзов «Эхо», отметившего в прошлом году 50–летие со дня основания, сегодня нет ни своих афиш, ни театральных программок. Так что зрителям, посетившим позавчера их 1000–й спектакль — комедию «Блеф», на память оставить было нечего, кроме входных билетов. Театральный феномен, островок чистого вдохновения, лауреат многочисленных всесоюзных фестивалей, основанный еще в 1956 году артистом Русского театра Кузьмой Львовичем Кулаковым, сегодня народный театр существует на грани выживания. Это если смотреть на него с экономической точки зрения. Но с социальной — по–прежнему находятся десятки и десятки энтузиастов, которые в море житейских забот выкраивают время на то, чтобы прикоснуться к магии вымысла и завораживающей тайне сцены.


Главный режиссер и художественный руководитель театра Юрий Степанов, 17 лет проработавший главным режиссером Белорусского телевидения, встретил нас на пороге театра.


— Что вы, 1000–й спектакль — это не так много! Сами подсчитайте: коллектив работает 50 лет! Вполне обычная цифра.


Степанов пришел в театр в 1968 году амбициозным выпускником актерского факультета московского ГИТИСа. Само словосочетание «народный театр» вызывало у него скепсис.


— У молодых людей, которые окончили московские вузы и приехали в Минск, знаете, как всегда, такая бравада... И мнение, что самодеятельность — это полная ерунда. Но пришло время, и я заинтересовался режиссурой и людьми, которые здесь меня по–настоящему удивили.


— Ностальгировали по телевидению, когда пошли работать в театр?


— Нет, я очень устал. Это была тяжелая работа с утра до вечера. Утром — летучки, обсуждения, беготня, вечером — отсмотр программы. 11 телевизионных редакций и везде надо поддерживать должный уровень. Сплошная нервотрепка. А театр — это совершенно иное. Правда, время многое корректирует. С недавних пор мы играем платные спектакли.


— Ваше решение?


— Нет. Нам говорят, вы сами должны зарабатывать.


— Получается?


— Да. Правда, наши четыре распространителя билетов недавно отказались с нами работать. Пришли и просто сдали билеты. Налог на их деятельность с 9% недавно подняли до 18%. Пришлось находить новых. Они нас просто решили выручить, раз такая ситуация. Кстати, как раз именно по этой причине на нашем 1000–м спектакле было не так много зрителей. Обычно весь партер Дома профсоюзов у нас заполнен. Хотя у нас же абсолютно нет рекламы, афиш, программок. Ничего. Мы — театр–призрак. Публика после спектакля говорит: «Мы даже не знали, что есть такой театр!»


Из кого же состоит нынешняя труппа «Эха»? Признаться, социальный состав ее довольно своеобразен. В труппе есть два профессиональных астролога, бармен, студенты, экономисты...


— Мне кажется, с тех пор как мы стали брать деньги за билеты, «Эхо» превратился в более нормальный организм, — считает актриса театра Алла Владимировна Медведева, проработавшая в труппе 28 лет. — К тому же народный театр — это давно не такая уж самодеятельность. Наша молодая актриса Елена Силутина играла, играла — и вдруг поступила в Белорусскую академию искусств. Долгое время у нас занимался и Ваня Павлов, известный кинорежиссер. Он интересный человек и, что самое главное, хороший друг.


Из народного театра действительно вышло немало известных деятелей белорусской культуры. Основатель популярного столичного фитнес–клуба Наталья Новожилова, скульптор Владимир Жбанов, художественный руководитель проекта «Мельница моды», известный белорусский дизайнер Саша Варламов. Депутат Палаты представителей Геннадий Давыдько несколько лет в свое время успешно руководил театром и поставил один из самых интересных спектаклей «Портрет».


— Вспоминаю это с большой радостью, — говорит Геннадий Брониславович. — Я думаю, народный театр должен существовать. Во всем мире такие клубы по интересам развиваются — платно или бесплатно, но в любом случае это очень прогрессивное направление общественной деятельности. Сейчас, когда почти вся жизнедеятельность в нашем суматошном мире перешла в виртуальную область, театр, в том числе и народный, — это прекрасная возможность общения не только друг с другом, но еще и с великой драматургией. Театр — это всегда исследование человеческих взаимоотношений.


— Геннадий Брониславович, сегодня у театра нет ни рекламы, ни афиш. Как быть? Вы бы посоветовали ему искать частных спонсоров?


— Несмотря на то что у нас очень жесткие законы в области спонсорства, бояться этого не надо и действительно стоит поискать меценатов. Но я твердо убежден, что и государство должно поддерживать самодеятельное искусство. Должна быть конкретная государственная программа развития народных театров. Может быть, рекламу о спектаклях народных театров и вообще о самодеятельных кружках стоит давать на правах социальной рекламы.


Художественный руководитель проекта «Мельница моды», известный белорусский дизайнер Саша Варламов свою первую фразу на театральных подмостках произнес на немецком языке. В постановке «Журавлиный крик» по Василю Быкову Варламов сыграл злодея–фашиста.


— Да, та фраза переводилась как «он здесь не один».


— А что у вас тогда был за репертуар?


— Из того, что запомнилось, помимо Быкова — «Ирония судьбы, или С легким паром!», мы ставили эту пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова еще до выхода фильма. У меня там была эпизодическая роль. Был Мольер, «Обманщики» Марселя Карне.


— А чем для вас в ту пору вообще был народный театр?


— Он подарил очень многое, например, расширил кругозор и культуру чувств. Тогда с детьми работали очень хорошие профессионалы. В театре было ощущение дома. Все дела мы забрасывали ради него и проводили там дни и ночи. К тому же мы все делали сами — перешивали костюмы, готовили декорации.


— Наверное, там впервые и постигли азы дизайнерского ремесла?


— Я бы сказал шире. Это были азы жизни.


Изучая частный театральный пример «Эха», убеждаешься: культурная элита взращивается годами кропотливого труда. Вслед за фантастами, разработавшими теорию «эффекта бабочки», вполне можно задаться риторическими вопросами: не приди Давыдько в свое время в народный театр, ставил бы он сейчас народный мюзикл «Байкер» с музыкой Владимира Кондрусевича, который все так ждут в мае? Не забежал бы случайно школьник Ваня Павлов на одну из репетиций театра, стал бы снимать кино? (Премьера его новой работы «На спине у черного кота» ожидается уже весной. В одном из эпизодов картины снялся Филипп Киркоров.) Наконец, украшали бы наш город скульптуры Владимира Жбанова, если бы режиссер Юрий Степанов однажды не поддержал творческое начало в юном актере народного театра?


Но кто сегодня должен инвестировать деньги в новое поколение белорусской творческой элиты?

 

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter