Мы делаем вид, что платим, а ЖЭСы – что работают...

В КОНЦЕ прошлого года Премьер-министр Михаил МЯСНИКОВИЧ пообещал, что в 2014 году в Беларуси будет проведена масштабная работа по решению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве

Год только начался, но уже сейчас понятно, что государство всерьез намерено взяться за эту, пожалуй, самую проблемную в стране отрасль. В Беларуси создана рабочая группа, в составе которой — руководители республиканских органов госуправления, облисполкомов и Минского городского исполнительного комитета, других заинтересованных организаций. Ее задача — проработать механизмы экономической эффективности жилищно-коммунального хозяйства.

Решение госорганы видят в переходе на планово-расчетные цены, чтобы жилищно-коммунальные службы перешли на хозрасчет и несли полную ответственность за качество своих услуг. Предполагается выстроить соответствующие договорные отношения между исполкомами и организациями жилищно-коммунального хозяйства, чтобы те работали в качестве подрядчиков у местных исполкомов.

И в самом деле: если у того, кто продает услугу, есть заказчик, который проконтролирует качество ее выполнения, шансы на то, что услуга будет оказана хорошо и вовремя, возрастают. Если же заказчика нет, то очень велик соблазн выполнить работу спустя рукава, что, увы, зачастую и происходит. А новые подходы как раз позволят и снизить себестоимость жилищно-коммунальных услуг, и повысить их качество, полагают участники рабочей группы.

Один из пунктов подготовительной работы — эксперимент, который стартовал в этом году в Брестской области: отказ от перекрестного субсидирования в коммунальных платежах. Перекрестное субсидирование — это нерентабельная поставка товара или услуги, убыток от которой поставщик компенсирует за счет прибыли от реализации других товаров и услуг. В случае с ЖКХ это выглядит примерно так: мы с вами оплачиваем порядка 25 процентов от реальной стоимости коммунальных услуг. Остальное за нас доплачивают юридические лица — организации Беларуси, для которых стоимость этих услуг значительно выше.

На Брестчине же в этом году тарифы за коммунальные услуги для юридических лиц сформированы без учета перекрестного субсидирования и, следовательно, снижены на 20—30 процентов. Произведенные расчеты показывают, что уменьшение нагрузки позволит предприятиям и учреждениям области сэкономить на коммунальных услугах около 200 миллиардов рублей, в том числе по социальной сфере — около 140 миллиардов.

Со временем и остальные регионы откажутся от перекрестного субсидирования. А это означает, что каждый из нас будет полностью оплачивать коммунальные услуги. К примеру, до конца нынешнего года процент возмещения их стоимости увеличится до 30 процентов. В следующем году процент вырастет еще, и так постепенно дойдет до ста.

Несмотря на печальные перспективы для личных кошельков, мера эта вполне цивилизованная. Ведь вряд ли кому-то в голову придет продавать товар дешевле его себестоимости. Почему следует делать исключение для энергоресурсов и услуг ЖКХ? К тому же отказ от перекрестного субсидирования должен положительно сказаться на ценах на производимые в Беларуси товары, а значит, и на их конкурентоспособности. И это, в свою очередь, должно повлиять на экономику страны в целом. А крепкая экономика, как известно, — залог благосостояния жителей страны.

К тому же еще в одном можно быть уверенными точно: оплачивая полную стоимость коммунальных услуг, мы с вами не спустим ЖЭСам работы вполсилы, не вывезенного вовремя мусора, грязных подъездов, темноты в подъездах и на улицах, на что сегодня частенько закрываем глаза...

Юлия БОЛЬШАКОВА, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter