31 марта Лукашенко дал эксклюзивное интервью медиахолдингу «Блумберг»

Мы были и останемся суверенной державой

Лукашенко дал эксклюзивное интервью медиахолдингу «Блумберг»
31 марта Президент дал эксклюзивное интервью медиахолдингу «Блумберг». Общение с ведущим журналистом Райаном Чилкотом длилось полтора часа. За это время Александр Лукашенко ответил почти на пятьдесят вопросов. Предлагаем вниманию читателей ключевые выдержки из интервью.



О ситуации в Украине

Александр Лукашенко считает, что до наступления мира в Украине еще далеко:

— Если говорить кратко, не хотелось бы, чтобы это было затишьем перед бурей. Есть определенные тенденции и факты, факторы, которые заставляют говорить о том, что до мира в Украине еще далеко.

Больше всего Президента настораживает то, что к минским соглашениям, переговорному процессу открыто не были подключены Соединенные Штаты Америки:

— Я считаю, что без американцев в Украине невозможна никакая стабильность. Встречаясь в последнее время с официальными представителями США, которые у нас бывали, я настоятельно доводил до них эту точку зрения, заявляя о том, что не знаю, чего хотят американцы здесь, в Восточной Европе, в Украине в частности. Но если американцы хотят, чтобы здесь были мир и стабильность, они немедленно должны подключиться к этому процессу.

Естественно, свою роль в мирном урегулировании украинского конфликта должна сыграть и Россия. Что касается вопроса об участии россиян в конфликте в Донбассе, то Александр Лукашенко сказал:

— Россияне не настолько глупы, чтобы посылать туда войска и подставляться. В России достаточно желающих приехать в Донбасс за деньги или из идейных соображений. Их тысячи, приехавших из России. И не только из России. Я информирован о том, что там появлялись люди и из Беларуси, зарабатывали деньги. Но упрекать Россию в том, что там регулярные российские части присутствуют, — это неправильно.

По мнению Президента, Россия вовлечена так или иначе в этот конфликт. И если Россия, с одной стороны, и США, с другой, захотят, чтобы на востоке Украины был мир, вопрос будет решен однозначно.

Если же Соединенные Штаты поставят Украине серьезное вооружение, то это будет толчком к эскалации конфликта. И Россия вынуждена будет на это реагировать.

Так или иначе продолжение военного сценария не исключено, предупреждает Александр Лукашенко:

— Ни у одной из сторон нет доверия друг к другу. Это во–первых. Во–вторых, что греха таить, в Украине есть вооруженные люди, и их немало, которые не подчиняются указам Президента и армейскому украинскому руководству. Это тоже повышает градус недоверия между воюющими и конфликтующими сторонами. Да и не все выполнили решения минского меморандума по отводу вооружений в зоне соприкосновения. Это тоже опасно. Это грозит как минимум началом вооруженного противостояния, эскалацией конфликта и, боюсь, втягиванием в него других государств.

О путях выхода из кризиса

Президент еще раз выступил за мирное решение украинского кризиса:

— Я считаю, что сегодня не упущен момент. И ради того, чтобы Украина осталась единой и целостной, надо выполнить минские соглашения, под которыми стоят подписи и руководства Украины. И здесь не избежать конкретных контактов с нынешними руководителями ДНР и ЛНР.

Александр Лукашенко убежден, что конфликтующие стороны в Украине должны сесть за стол переговоров, в том числе для обсуждения вопроса по изменению Конституции:

— Кто–то говорит о федерализации, об автономии, а украинские власти говорят о децентрализации. Давайте в Конституции Украины закрепим эти абсолютно понятные и необходимые сегодня для Украины направления. Децентрализация — хорошо. Надо сегодня этим территориям признать их с особым каким–то статусом — давайте сделаем, прекратится война. Восстановим эти территории. Все со временем образуется, если мы хотим мира и целостности Украины.

О внешней политике Беларуси

Президент обратил внимание, что Беларусь является абсолютно миролюбивой страной, никому никогда не угрожала и не собирается этого делать:

— Если бы я попробовал кому–то угрожать, это был бы первый шаг к тому, что белорусы меня бы не избрали Президентом. Мы — миролюбивый народ, мы не хотим никаких угроз. Почему я должен кому–то угрожать? У нас, что, не хватает территории? Да дай бог с этой территорией разобраться! У нас на такой территории живет всего 10 миллионов человек, а мы свободно можем прокормить 20 — 25 миллионов. Нам населения не хватает на эту территорию. Зачем мне кому–то угрожать? У меня, что, ресурс колоссальный — военный, экономический, финансовый?..

Президент рассказал, какова подоплека настороженного отношения к нашей стране со стороны Запада:

— Европейцы, и особенно американцы, пусть они на меня не обидятся, раньше — по крайней мере, сейчас другие времена наступили — считали, что режим в Беларуси, наше государственное устройство противоречит их представлениям тому, что есть у них. Что у нас не хватает демократии, нарушаются права человека, поэтому надо Беларусь «изменить». Попробовали «изменить» разными методами — не получилось. Тогда мне повесили на грудь шильду — «диктатор».

О санкциях Запада

Президент убежден: любые санкции являются анахронизмом, пользы от них нет. Тому пример — бессмысленные ограничения в отношении нашей страны, а теперь и России. Никто от этого не рухнул. Александр Лукашенко объясняет это глобализацией современного мира:

— Если вы где–то надавите на нас, двери же открыты в других государствах. Мы сотрудничали и сотрудничаем очень эффективно с Россией, Китаем, Индией, другими азиатскими государствами и африканскими, и в Латинской Америке. Слава богу, сейчас и с Соединенными Штатами Америки выходим на нормальное сотрудничество. Поэтому санкции — это анахронизм. И время, а оно главный судья, подтвердило мою правоту.

О мире

Отвечая на вопрос, Президент заметил, что белорусы в связи с последними событиями в мире, соседних странах начали еще больше понимать, что ценнее стабильности и мира ничего нет:

— Белорусы давно понимают, что государство должно быть стабильным и что главный приоритет — это мир. Пусть мы будем немножко беднее, чем другие. У нас нет столько ресурсов, чтобы быть такими богатыми. Но мы будем жить в мирной стране, где не будут умирать от осколков и пуль наши дети и старики. Мы, и я в том числе, находясь у власти, должны сделать все, чтобы и без меня, без нынешнего поколения политиков, которое рано или поздно уйдет, Беларусь осталась суверенной и независимой. И мы это сделаем.

О белорусско–российских отношениях

В ходе интервью Александр Лукашенко сказал, что в России много политиков, которые «мыслят имперски и иначе не видят, как то, что Беларусь должна быть неким северо–западным краем»:

— На это мы даем конкретный ответ: мы не будем северо–западным краем. Как и не будем никогда конфликтовать с Россией! Руководство России никогда не ставило напрямую вопрос о том, что Беларусь должна быть в составе России. Мы были и есть суверенное, независимое государство. Им и останемся.

Президент рассказал, что в последний раз эту тему обсуждали с Владимиром Путиным год спустя после президентских выборов в России:

— И мне понравилось, когда он сказал: «Нам не надо подчинить, захватить какую–то страну, в том числе Беларусь. Вы живете в своей квартире, мы живем в своей, но в то же время мы — братья, мы родные люди, мы ходим друг к другу в гости». Вот такое было обсуждение.

Александр Лукашенко уверен: Россия не будет воевать против Беларуси:

— У руководства России нет повода даже плохо в нашу сторону смотреть. Его не поймет русский народ, россияне не поймут. Чего против нас воевать? Нет причин. Поэтому я даже не думаю так, что Россия будет воевать против Беларуси...

Но я еще раз подчеркиваю: кто бы ни пришел к нам с мечом, тот от меча и погибнет. Мы будем воевать против европейцев, американцев, россиян — кого угодно, если они поставят перед собой цель завоевать этот кусок земли, на котором должны жить белорусы...

100% белорусского народа хотят жить на своей земле, в своем государстве, и защищать белорусский народ будет свою землю тоже как положено. Возьмите историю. Во Второй мировой войне мы потеряли каждого третьего человека. Мы не стали на колени перед агрессором, и мы защищали свою землю. Точно так мы будем защищать свою землю и сейчас.

Приведем фрагмент еще одного ответа журналисту: 

— На Западе бытует мнение, что он (Владимир Путин. — Прим. ред.) хочет какую–то империю восстановить. Он по сути другой человек. Он не будет стремиться к восстановлению некоей империи. Но если кто–то уж слишком будет зарываться и кивать пальцем в сторону России, да еще и дубиной размахивать, то даже не только Путин, у россиян такой менталитет, что на дубину Россия ответит. Поэтому с Россией надо быть аккуратными. Нет у Путина желания чего–то там захватить. Он — современный человек и понимает, что в современное время это очень опасно.

По мнению Президента, упреки о вмешательстве во внутренние дела соседних стран можно адресовать не только России, но и американцам, Евросоюзу и другим политическим центрам:

— Что вам надо было в Ливии, в Ираке, в других странах? Там жизненно важные ваши интересы? Точно так заявляет и Россия. У нее жизненно важные интересы в Грузии, других соседних с ней республиках. Такой образ, если можно сказать, такое поведение характерно для всех больших государств. Они почему–то считают, что, чтобы сохраниться гигантскими государствами и продвигать свои интересы где–то, обязательно надо над кем–то довлеть. Поэтому упрекать Россию в этом нельзя.

Отвечая на вопрос о взаимоотношениях внутри Союза, Александр Лукашенко сказал, что после украинских событий отношения Беларуси с Россией никак не изменились.

О единой валюте в ЕАЭС

По мнению Президента, эту проблему слишком раздули, и введение единой валюты в ЕАЭС — вопрос не сегодняшнего дня:

— Когда мы обсуждали в Астане втроем вопрос создания единой валюты, было рассуждение Путина: вы не против, если эксперты как–то будут говорить об этом? Хорошо, мы об этом уже давно говорим, пусть эксперты действуют. Но не стоял вопрос введения единой валюты в какой–то период, даже дальний. Это последний акт, который может быть в нашем союзе. Столько еще проблем и вызовов Евразийскому экономическому союзу, что доживем ли мы до этой единой валюты?..

О ситуации в экономике

Неблагоприятные внешние факторы, девальвация российского рубля, обвал цен на нефть, естественно, усложнили ситуацию в России и не могли не отразиться на нас. Ситуацию в нашей экономике Президент считает непростой, но не критической:

— Очень плохо, что мы в свое время медленными темпами диверсифицировали как свою экономику, так и экспорт. Мы больше половины того, что производим, продаем и тем самым зависим от внешних рынков. Мы не успели достаточно далеко уйти от рынка России, рынка постсоветского и перейти на другие. Сейчас приходится форсировать этот процесс. Приток валюты дает нам возможность удерживать курс рубля. Он сейчас стабилизировался на определенной отметке.

Намечены ориентиры по инфляции и золотовалютным резервам:

— По инфляции нам неплохо было бы выйти на уровень 12 — 15 процентов с таким расчетом, чтобы уже в будущем году эта цифра была однозначной. Мы можем это сделать. Что касается золотовалютных резервов — накапливать их сейчас сложно. Очень важно их не потерять, не уменьшить.

Советская Белоруссия № 63 (24693). Пятница, 3 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter