Экономическая реальность изменилась, и надо к ней оперативно подстраиваться

Мы будем жить теперь по-новому

Мир чрезвычайно стремительно изменился. Будем ли мы жить в новой реальности лучше или хуже — вопрос почти риторический. Мы будем жить по-новому. Надо четко отдавать себе отчет: все уже устроено по-другому — не хуже и не лучше, чем вчера. 

До свидания, доллар

Согласен, от каких-то привычек будет непросто отказаться. Одна из них — ориентировка на мировые валюты.
На самом деле жизнь уже отвязалась от доллара, евро или другой валюты, которая обладала статусом резервной. Обладала — глагол в прошедшем времени. Ибо после заморозки российских активов (политические подоплеки этого решения — отдельная тема) мировые валюты сделали себе харакири. И как бы ни хотелось верить в привычное, но импортные деньги перестали быть как объектом надежного инвестирования, так и в целом уже для приличного региона даже не могут выполнять надежную функцию расчетного средства. 
Санкционная игра сделала бесполезными доллары и евро (и некоторые другие валюты) в бытовой и коммерческой жизни. Безналичные денежные знаки стран-«партнеров» (уже не знаешь, как их и называть) стали не просто фиатными (ничем не обеспеченными), а почти фейковыми. Раз-два — и решением политическим кровные сбережения (иногда действительно нажитые непосильным трудом) превратились в воздух. 

Как говорят брокеры и профессиональные финансовые аналитики, наше мнение не является рекомендацией, но лично я уже держу всю семейную «кассу» в родных рублях. По крайней мере, их покупательскую способность обеспечивает руководство моей страны. А это на сегодняшний день немало. 

Не путайте туризм с эмиграцией

Понятие «гражданин мира» (всегда условное) сегодня можно спокойно поставить на полку истории. Увы, какая бы ни была риторика с демократических трибун, далеко не во всех странах кого-то (не только нас) ждут.   

КОЛЛАЖ ЛЮБОВИ ЦАРЮК
По большому счету, и раньше в Западной Европе был даже на бытовом уровне антагонизм к другим регионам. В начале 2000-х маркетологи в Нидерландах столкнулись с серьезной проблемой: туризм развивать надо, но местные жители не любят иностранцев! Из разряда «понаехали»! Другой вопрос, что эту ментальность до поры до времени тщательно скрывали под разными лозунгами толерантности. Но сегодня все встало на круги своя. 

Да, мы привыкли к определенным туристическим направлениям. И Западная Европа (точнее — ее профильный бизнес) делала много усилий, чтобы завлечь нас своими прикрасами. Не спорю, памятники цивилизации на оконечности Евразийского континента представляют интерес. Но если нас там не особенно ждут, то есть много других направлений для удовлетворения тяги к познаниям и отдыху. Кавказские озера (отдельная большая история), алтайские источники… А если кому-то интересно, копните историю Средней Азии например. Самарканд, Бухара — эти города процветали, когда в Лондоне (да не обидятся на меня британцы) и канализации-то не было! 

А говоря проще, нынешняя ситуация в политике позволяет нам расширить свой кругозор. И посмотреть на глобус как Галилей, а не узко, как иной раз было предложено. Кстати, история цивилизации огромна и многообразна. И европейская цивилизация (в историческом и фактологическом плане) является лишь одним из элементов пазла. 

Умный маркетинг

Еще задолго до всех вселенских кризисов было много трудов (правда, не нашедших широкого распространения), что маркетинг в том виде, в каком он присутствует, умрет. Эти соображения оказались пророческими. Сегодня крупные корпорации занимают политические позиции, уходя с рынков по неэкономическим причинам. 

Другой вопрос: а такие ли высокие у этих компаний технологии, что их продукты никак нельзя заменить? При ближайшем рассмотрении оказалось, что это можно сделать. Более того, намного дешевле. Просто потребитель будет платить за функционал изделия, а не красивую «наклейку». 

Кстати, красивые-то «наклейки» были ключевой фишкой именно западного мира. И одним из его финансовых гарантов и успехов. И будем ли мы сегодня переплачивать за какой-нибудь товар по причине наклейки на латинице — большой вопрос. А собственно говоря, на этом и держался (справедливости ради надо сказать, что не у всех) бизнес многих транснациональных корпораций. 

Конечно, человек традиционно привык к консервативности. И избегает (насколько получается) перемен. Но трансформации не всегда ведут к ухудшению. Особенно если посмотреть на мир по-новому. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter