Гладкая: свой Год исторической памяти я начала с фильма «Обыкновенный фашизм»

Мы будем помнить, будем говорить

Свой Год исторической памяти я начала с документального фильма режиссера Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Это сильная работа. Она о том, как людей с немецкими паспортами, не без успеха, пытались превратить в животных. Она словно таблетка памяти для тех, кто забыл, не знает или не желает знать историю. Ленится извлекать из нее уроки, ленится думать. 


Советский двухсерийный публицистический документальный фильм вышел на экраны в 1965 году. Но задевает за живое и сегодня. В нем о том, как зарождалась идеология фашизма, как сперва опутала граждан Германии (не всех, конечно, были те, кто нашел в себе смелость сказать фашизму «нет»), затем прошлась катком по другим странам. Кому, как не нам, знать о зверствах Третьего рейха. 

Все это сохранилось в предвоенной европейской кинохронике, трофейных архивных материалах министерства пропаганды Гитлера, огромном количестве изъятых у псов вермахта и СС любительских кадров. Да, эти любили фиксировать на пленку издевательства над людьми. Вот повешенный ребенок. Вот два маленьких тельца на земле рядом с матерью — их убили выстрелами в упор. Вот горы истощенных тел — одна, вторая, третья… И эти снимки изуверы хранили рядом со своими семейными фотографиями. 
Казалось бы, мы победили и никогда больше не допустим подобного. Но прошло время — и сегодня обыкновенный фашизм вновь пытается поднять голову. 
Украина. Наши дни. Прямо в центре Киева — факельное шествие. В честь (только вдумайтесь!) нацистского преступника Степана Бандеры. Такие шабаши стали традиционными. На них не реагируют ни местные власти, ни международные организации. Стало быть, одобряют. Помогая сохранять «традицию» для будущих поколений.

Точно такие же факельные шествия есть в предвоенной документальной хронике. Их тоже показал в своем фильме Михаил Ромм. В чем был истинный смысл этих огненных спектаклей? Режиссер ответил на вопрос так: главное — они помогали превратить человека в дикаря, причем в торжественной обстановке, и он чувствовал себя чуть ли не героем. А готовый на все дикарь был очень нужен Третьему рейху как мощная машина-истребитель всего на своем пути.

Чего переживать, говорят нам сегодня. Мол, в Киеве вышло-то всего три с половиной тысячи человек. Во-первых, нацистская партия тоже была карликовой и во что превратилась после назначения в 1933 году канцлером Германии Гитлера, и как он, убедительный и красноречивый оратор, привлек на свою сторону множество немцев, жаждущих перемен. Он обещал всем и всё. Никто не слушал, точнее, не думал о том, насколько противоречивыми были даже сами обещания. Масса смотрела на оратора как на божество. Если бы массе рассказать о зверствах, которые чинились от имени главного нацистского преступника, она не поверила бы. Даже увидев муки жертв собственными глазами, масса охотно проглотила бы и сказки: мол, так было надо. Так работала пропаганда фюрера с массовым сознанием, с толпой. Во-вторых, «всего три с половиной тысячи» — все они носители опасной идеологии, которые уже насаждают ее в своем окружении. Как думаете, сколько понадобится времени, чтобы воспитать целую армию? 

Да, украинские нацисты провели свой шабаш под лозунгом — требуют Нюрнберг-2 над «еврейско-москальским коммунизмом». То есть ничего не знают ни про идеологию Бандеры, ни про то, кого и что осудили на процессе, начавшемся 20 ноября 1945 года в небольшом германском городке. Заодно напомню, что Нюрнбергский процесс осуществлял Международный военный трибунал, созданный на основании Лондонского соглашения от 8 августа 1945-го между правительствами ведущих государств-союзников — ­СССР, США, Великобритании и Франции, к которому присоединились 19 других стран — членов антигитлеровской коалиции. В основе соглашения — положения Московской декларации от 30 октября 1943-го об ответственности гитлеровцев за зверства, под которой поставили свои подписи руководители ­СССР, США и Великобритании.

…Сегодня на месте бывших концлагерей — музеи. Деревянные бараки сгорели, каменные заросли бурьяном. Давно остыли те самые адские печи. Выветрился запах человеческих тел там, где умирали тысячи. Не развевается пепел над сожженными белорусскими деревнями. И все смелее в той же Европе заговорили сторонники опасной идеологии. Пора, твердят они нам, прекратить разговоры о фашизме. Время, мол, другое, нечего прошлое ворошить. Зачем эта история — думайте про экологию! Зачем школьники дежурят у Вечного огня на площади Победы в Минске — пусть сидят в смартфонах! К чему патриотическое воспитание? К чему памятники?.. 
Так могут говорить только потомки фашистов и полицаев, враги нашей государственности. Те, кто так противится и предлагаемым обновлениям Конституции. Но мы будем ворошить! Будем рассказывать о нашем историческом пути в школах, университетах.
Будем делать уроки над ошибками из своей богатой истории. Стремиться к переменам, однако к тем, что во благо Беларуси и белорусам. Ради будущего и из уважения к героическому прошлому. «И все-таки я верю в то, что человек разумен, ведь он рождается прекрасным, — так завершает свою документальную работу Михаил Ромм. — Плохих детей нет. Все дети во всем мире хороши. Все зависит от того, что мы с вами вылепим из этих детей. Во что мы с вами превратим их». Есть над чем поразмыслить, не так ли? 

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter