«Мы будем делать жизнь краше»: Анисимов объявил о продолжении юбилейного бетховенского цикла

Первый бетховенский вечер Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь под управлением народного артиста Александра Анисимова состоялся 15 сентября. Прозвучали Пятая и Шестая («Пасторальная») симфонии. 11 ноября была исполнена Седьмая симфония и Пятый концерт для фортепиано с оркестром, в котором солировал Андрей Сикорский. И оба раза успех и качество превзошли все ожидания.

И вот на подходе третий вечер. 28 января в Большом зале – Третья («Героическая) и Четвертая симфонии. Одна из них знаменитая, другая – красивая, яркая и очень мною любимая.

– Сначала я сомневался, в каком порядке их поставить в программе, – признается маэстро. – Даже в афишу мы поставили сначала Четвертую, потом Третью. Но, поразмыслив, я всё-таки понял, что закончить шампанским финала Четвертой симфонии будет и справедливее, и радостнее для публики. Будем делать ее жизнь краше!

Итого пять из девяти бетховенских симфоний. Но маэстро вовсе не намерен на этом останавливаться. 18 февраля в программе «Классика для всех» среди прочего прозвучит Первая симфония, а в марте – редко исполняемая Вторая.

Апофеозом же станет 30 мая Девятая симфония в исполнении двух оркестров, двух хоров и солистов. Кроме Государственного академического симфонического оркестра и заслуженного коллектива Республики Беларусь Государственной академической хоровой капеллы им. Г. Ширмы в исполнении Девятой будут участвовать хор и симфонический оркестр Белорусской академии музыки.

– Когда я был, уже довольно давно, руководителем студенческого оркестра, – делится опытом Александр Михайлович, – я старался притянуть этих ребят поближе к мастерам, чтобы они получили удовольствие от общения с профессиональными музыкантами и отравились этой радостью музицирования на сцене и общения с хорошей музыкой.

   Молодость академии, помноженная на мастерство, обещает незабываемые впечатления и для самих участников, и для зрителей.

250-летний юбилей Бетховена мир отпраздновал 16 декабря, и именно 2020 год считается бетховенским, хотя логичнее было бы проводить празднования в год после дня его рождения. В реальности так и получилось.

– Из-за пандемии официальные юбилейные мероприятия в Европе, в частности в Бонне, были перенесены на февраль 2021 года, – рассказывает маэстро. –Но не знаю, состоятся они или нет.

А тем временем в Европе и Америке вокруг имени композитора развернулась адская свистопляска.

– На волне социально-расовых волнений Бетховен вдруг был объявлен врагом, – горько усмехается Александр Михайлович. – Дескать, он возвеличил белую расу и поднял на пьедестал белого мужчину. Этот критический и даже более агрессивный взгляд можно было бы применить к любому другому композитору, но почему-то в прицел этих безумных либералов попал именно Бетховен. Возможно, как раз в связи с юбилеем!

У нас же образ Бетховена в сознании многих людей – это образ Ленина, слушающего «Аппассионату». Это мысль о великом братстве и равенстве людей: «Обнимитесь, миллионы!»

Александр Михайлович Анисимов объясняет свой нынешний интерес к Бетховену гораздо проще:

– Лично для меня любой юбилей – всегда повод привлечь внимание к той причине, по которой мы его отмечаем. Празднуя юбилей Бетховена, мы надеемся привлечь внимание людей к классической музыке.

Впрочем, она и так не обделена вниманием — ни со стороны публики, ни со стороны государства. Отреставрировано и укомплектовано прекрасными музыкальными инструментами здание Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки. Закуплен новый комплект инструментов для симфонического оркестра и новый рояль в Большой зал Белорусской филармонии.

Сам Александр Михайлович Анисимов буквально на днях удостоился от Президента специальной премии деятелям культуры и искусства – как записано в соответствующем указе, «за значительный личный вклад в укрепление мира и согласия в обществе через музыку, за реализацию крупных республиканских и международных творческих проектов».

В том числе таких, как цикл симфоний Бетховена.

Кстати, первый цикл концертов «Людвиг ван Бетховен» был осуществлен Государственным симфоническим оркестром еще в 2013 году. Тогда прозвучало пять бетховенских симфоний и три фортепианных концерта.

– Тогда я разбросал симфонии по разным дирижерам, – вспоминает Анисимов.

Сейчас маэстро все бетховенские вечера дирижирует сам. Его авторитет у публики настолько высок, что разбавлять другими дирижерами не имеет ни малейшего смысла. Даже сейчас, в условиях пандемии, на его концертах аншлаг (с учетом противоэпидемической рассадки).

– Например, открытие сезонов 1 октября, – говорит дирижер. – Я уже думал, что после почти двухчасовой демонстрации своего мастерства Камерным оркестром вряд ли кто-то останется послушать оркестр побольше. Но остались и с энтузиазмом принимали нас! Для меня это было очень важно, и очень красиво все было. И потом мы сделали другую программу, тоже с хорошим результатом.

Можно быть уверенным, что и на сей раз результат будет прекрасен.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter