Мы бодры, веселы...

Малые жанры Светланы Лицкевич
Отправлять или не отправлять ребенка в летний лагерь? Вопросик! С таким трудом путевочку добыли. И лагерь неплохой. А вот поди ж ты: уже неделю в доме сырость стоит — за окнами льет не переставая холодный дождь. На отдых ребенок собирается, горько оплакивая свою участь. Ведь впервые без мамы, папы, бабушки. Глядишь на это — и на душе кошки скребут. И все рассказы о кострах, стенгазетах, речевках и «Зарницах» кажутся какими–то нелепыми и неубедительными.

Елки–палки! Не в ссылку же отправляем. Условия (сколько раз уточняли) отличные: профессиональные воспитатели, неугомонные молодые вожатые, с огоньком массовики–затейники, отличное питание, все удобства на этаже. Ну чего еще надо? Развлекают–кормят с утра до вечера. А в свободное время — игры, друзья, секреты. Огромный коллектив пыхтит–трудится, как дизель в Заполярье, чтобы наше чадо развлечь. Так–то оно так. Только вот качество отдыха зависит от того, как ребенок сойдется с новым детским коллективом. Найдет контакт — все получится. И со смены приедет довольный, отдохнувший, веселый человечек. Ну а если не заладится, неделя тревожных звонков — и вы сами не выдержите этой пытки. Заберете его с криками «Никогда больше!».

Детские психологи утверждают, что у детей есть несколько возрастов социальной адаптации. В 7 — 8 лет ребенок не слишком быстро сходится с детьми, к тому же еще не всегда умеет решить свои проблемы мирным путем. В ход часто идут кулаки. Вот и получается, что побеждает тот, кто сильнее. Именно из этой возрастной группы чаще всего лагерь покидают досрочно. Оптимальный возраст для летнего детского коллектива — 9 — 13 лет. И если ребенок попадет однажды в лагерную «обойму», удачно впишется в коллектив, то летний отдых в лагере станет отныне его обязательным требованием.

Отправить ребенка в лагерь — отличный способ облегчить себе лето. Можно не звонить домой каждые 5 минут, не спрашивать о подогретом супе и выключенном телевизоре. И после работы, наконец, встретиться с однокурсницей. И много чего успеть. Отдыхать надо. И вам, и ребенку, в том числе и от излишнего родительского рвения.

В свое время я сама каждый год выдвигала ультиматум: две смены. Не меньше. Обожала пионерское лесное лето. К тому же у нас, как и положено, в лагере была своя большая тайна. По ночам (днем это был бы моветон) мы строили землянку. Капитальную. В два наката. Строительство велось почти месяц. А позже землянка стала настоящей лагерной легендой: дети водили друг дружку показывать «настоящую партизанскую землянку, которая осталась еще с войны». Говорю это к тому, что даже в строгие советские времена мы практически свободно перемещались не только по лагерной территории, но и за любые ее пределы. А что вожатые? А вожатые — они ведь тоже люди. К тому же подневольные: педпрактику отбывают. А вокруг молодые собратья. А лето проходит. А озеро манит. А им всего–то 19. Короче, для нас, пионеров, не было секретом, что жизнь вожатская тоже насыщенная.

Ни в коем случае не ставлю под сомнение авторитет системы детских оздоровительных учреждений. В конце концов, для того, чтобы ее сохранить, государству пришлось приложить немалые усилия. Предприятия ведь отказываются от подобной инфраструктуры. Вот и пионерский лагерь, в котором прошло мое детство, несколько лет назад ушел с молотка. Но многие детские лагеря обновлены и успешно работают. Пребывание детей в оздоровительных учреждениях дотируются из бюджета, вкладываются значительные средства в реконструкцию материальной базы. И эти усилия востребованны: за лето там оздоровится 37 процентов детей страны.

Но если наполнение и содержание детской тарелки вполне можно проконтролировать, то вот моральную сторону вопроса отследить куда сложнее. Ни для кого не секрет: именно в лагерях большинство детей впервые попробовали спиртное и закурили. Я, например, при всем рвении и куче грамот за «активное участие в жизни пионерской дружины» первую затяжку тоже сделала в лагерном ельнике.

Отправлять или нет ребенка в лагерь — это уже зависит от того, насколько вы уверены в своем ребенке, доверяете ему. Не водить же, в конце концов, его всю жизнь за руку. Но как минимум надо сесть и обстоятельно, по–мужски (по–женски) обсудить все аспекты отдыха в пионерлагере и их возможные последствия. Честно и без иносказаний. Так, во всяком случае, рекомендуют психологи, работающие с подростковой группой. Непросто, конечно. Но не раз ведь уже жизнь доказывала: многих проблем можно было бы избежать, если бы они в свое время были обстоятельно «проговорены».

Litskevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter