Как развитие цифровой экономики сказывается на системе образования

Музыку заказывают технари

Недавно вступивший в силу Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» породил волну разнополярных мнений о путях развития нашего образования, ведь процесс построения такой экономики неизбежно сопряжен с освоением новых знаний и компетенций широким кругом специалистов. Рынок труда явно претерпит изменения уже в ближайшие годы. Это своеобразный вызов существующей системе образования, которой еще предстоит подстроиться под современные возможности передачи, восприятия и применения информации и знаний. Способных принести выгоду экономике не только сейчас, но и в перспективе.

фото белта

Ставки сделаны: реализация Декрета № 8 должна превратить Беларусь в одно из самых комфортных мест мира для ведения IT–бизнеса. В сфере образования сейчас происходит примерно то же, что и тогда, когда решено было строить АЭС. Была разработана долгосрочная госпрограмма, включающая подготовку специалистов в белорусских вузах, переподготовку и стажировку кадров за пределами страны, а также приглашение иностранных профессионалов, в том числе для чтения лекций. В 2015 году в университетах конкурс на специальности, связанные с ядерной энергетикой, существенно вырос, как и проходные баллы: перспективная сфера деятельности всегда популярна. То же самое и с IT–отраслью. Недавно министр образования Игорь Карпенко сообщил, что после предметных бесед с заказчиками кадров было решено увеличить прием на цифровые специальности — аж на 400 мест. Возможно, цифра будет увеличена. При этом в вузах наблюдается снижение набора по ряду традиционных специальностей. И явно не только демографическая ситуация тому виной. Скажем, в БГУИР почти на 300 мест увеличен набор на IT–специальности — за счет этого общая цифра приема осталась где–то на уровне 2017–го. Не в фаворе нынче прежде всего экономисты и юристы — их на первых курсах станет примерно на 10% меньше.

На недавнем карьерном форуме в БГУ ректор вуза Андрей Король изложил новый взгляд на процесс обучения: во главу угла поставлено взаимодействие в цепочке наука — образование — монетизация услуг. Разумеется, университет заинтересован, чтобы выпускники были обеспечены престижным местом работы. А в почете нынче технари, они и заказывают музыку. Пока, к сожалению, практически не говорят о том, как «оцифровка» общества скажется на специалистах гуманитарного профиля. Вот и в ходе прошедшего на днях в Минске форума «Место встречи: будущее», где обсуждалось влияние технологических изменений на образовательные процессы, участники дискуссии не сумели найти общий язык. Хотя задействованы в ней были уважаемые специалисты: эксперты в области реформы образования, подбора менеджеров высшего звена и представитель IT–сферы. Они, увы, невольно продемонстрировали, что до приемлемого взаимопонимания между гуманитариями и технарями еще очень далеко. Не ясно, когда и как удастся найти разумное сочетание узкой специализации и разносторонних знаний, гибкого образовательного процесса и наработанных десятилетиями учебных планов. Кстати, самые продвинутые и вовсе заявляют, что глобализация образования и возможности интернета позволяют без проблем получать необходимые знания дистанционно и достигать необходимой квалификации без пребывания в аудиториях, проблема лишь в том, что дисциплинированных и по–настоящему мотивированных людей мало. Это касается, в частности, IT–сферы. Но годится ли подобная схема получения знаний для будущих медиков, педагогов, филологов, химиков? Когда у нас в полной мере на практике можно будет ощутить достижения международной системы образования? И, наконец, какие ориентиры в выборе профессии должны быть у нынешних старшеклассников? Пока эти вопросы остаются открытыми.

nesterov@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter