«Музыку» к грузу заказывает клиент

ВО ВРЕМЯ посещения одного из транспортно- логистических центров республики Президент потребовал в полном объеме выполнить программу по развитию логистической системы, рассчитанную до 2015 года. Глава государства констатировал отставание в реализации программы. К сожалению, подобных центров стране пока не достает. И здесь важно,чтобы логистическая сфера заработала в полную силу уже в ближайшее время, ведь ее услуги становятся все более востребованными на мировом рынке, а значит, могут приносить серьезный доход в казну.

Очевидные перспективы и скрытые резервы транспортной логистики

ВО ВРЕМЯ посещения одного из транспортно- логистических центров республики Президент потребовал в полном объеме выполнить программу по развитию логистической системы, рассчитанную до 2015 года. Глава государства констатировал отставание в реализации программы. К сожалению, подобных центров стране пока не достает. И здесь важно,чтобы логистическая сфера заработала в полную силу уже в ближайшее время, ведь ее услуги становятся все более востребованными на мировом рынке, а значит, могут приносить серьезный доход в казну.

С семи утра в логистическом центре за Минской кольцевой кипит работа: после погрузки машины со всевозможными товарами разъезжаются по торговым точкам. Еще вчера вечером клиенты отправили сюда заявки, в которых указали, сколько какого груза и по каким адресам доставить.

Уже наготове водитель Татьяна Пилецкая: ей предстоит сегодня развезти продукцию по десяти точкам столицы. Помимо Татьяны, в путь отправятся еще около двух десятков водителей. А бывают так называемые пиковые дни, чаще всего это понедельники, когда одновременно выезжают до 40 машин.

С противоположной стороны складских помещений идет приемка грузов из крупнотоннажных машин.

— Существуют 4 вида логистики, — рассказывает директор ООО «Вит-логистик» Юрий Синькевич, — закупочная, транспортная, складская и распределительная.

Компания, в которой работает Юрий Казимирович, оказывает услуги по трем последним направлениям. Это значит, что они — 3РL-операторы. Такой широкий вид услуг пока в Беларуси развит слабо, как, собственно, и на всем постсоветском пространстве. Чаще встречаются 2PL-операторы, которые оказывают лишь два вида логистических услуг. Представители 4PL-логистики встречаются еще реже. И в основном в США — это очень крупные компании.

Каждый из видов логистики охватывает определенную часть бизнес-процесса. Закупочная занимается тем, что «сводит» клиента с поставщиком. Продавец, желающий работать с зарубежной компанией, производителем определенного вида продукции, обращается в логистическую фирму, которая дает контакты и прайсы поставщиков интересующего товара из интересующей страны. Но в Беларуси таких услуг пока не оказывают.

Когда между покупателем и поставщиком появилась договоренность и можно забирать груз, начинается транспортная логистика. Компания этой направленности предоставит клиенту большегрузные автомобили, которые доставят товар от поставщика. Если, к примеру, клиенту нужна партия кофемолок из Германии, экспедиторы промониторят потребности других клиентов — может, кому-то из них требуется доставить в Германию, скажем, бельевой трикотаж. Тогда и фуры пойдут не порожними, и клиентам услуга обойдется дешевле.

— В парке нашего партнера и подрядчика СЗАО «Белтрансэкспедиция», к примеру, 52 большегрузных автомобиля. Но если все они заняты, а клиенту нужно срочно перевезти товар, мы не оставим его один на один с проблемой: обязательно найдем другой транспорт, — говорит Юрий Синькевич.

Итак, продукция доставлена. Теперь слово за складской логистикой. В ее компетенции — разгрузка, размещение, хранение и отгрузка товаров.

«Заказывает музыку» клиент: какой груз принять, на какой срок его разместить на складе и какие дополнительные операции с ним произвести.

Размещение — в зависимости от типологии и оборачиваемости товаров: ведь каждый вид продукции требует своих условий хранения и перевозки. Поэтому каждый логистический центр имеет свои возможности, свою специализацию: один делает ставку на холодильное оборудование. Значит, у него в клиентах те организации, которые занимаются сбытом скоропортящихся продуктов. Другие, напротив, специализируются на отапливаемых складах. Товар размещается на 4-ярусных стеллажах в соответствии со скоростью его оборота: на нижних ярусах — быстрооборачиваемые, на самом высоком, четвертом, — самые «долгоиграющие».

На этом этапе клиент может заказать типовые операции со своим товаром: к примеру, формирование подарочных наборов, укладка рекламных буклетов, стикеровка, выбраковка продукции и многое другое. То есть здесь можно произвести все операции, которые бы организация выполняла на своем собственном складе, с той лишь разницей, что для этого ей не нужно самой иметь складское помещение и содержать штат обслуживающего персонала.

И последний этап — распределительная логистика, она занимается доставкой товаров от склада до магазина. Здесь уже работают не большегрузные фуры, а небольшие микроавтобусы. Каждый за день может посетить до 15 точек, если они находятся в пределах города. Если же груз отправляется в другие регионы Беларуси, точек будет меньше. Бывает, что из минского логистического центра товар идет дальше на восток — к примеру, в Россию.

Любая операция — будь то приемка на ответственное хранение или отгрузка — сопровождается пакетом документов на всех стадиях движения продукции.

Конечно, недостаточно просто построить склад и назвать его логистическим центром. Главное — освободить клиента от лишних забот.

— Сотрудничая с крупным и многопрофильным логистическим центром, клиент может вообще не беспокоиться о своем товаре. Он его может даже не видеть — все сделают профессионалы-логисты, — рассказывает Юрий Синькевич. — Высвобожденный благодаря заботам логистического центра, свои средства и время он лучше направит на пользу собственному бизнесу: сосредоточится на заключении сделок, продаж, переговорах с поставщиками, расширит ассортимент товаров и географию сбыта.

екоторые организации вынуждены тратить очень много времени и средств на поиск и аренду склада, подбор и оплату персонала. Если, к примеру, организация содержит свой склад, она обязана платить за его аренду, а также зарплату работникам, независимо от того, есть ли на складе товар и каковы его объемы. В случае же с логистическим центром клиент платит по факту: исключительно за занятые площади и тот промежуток времени, который они использовались. Опять же, не нужно беспокоиться и о том, где искать транспорт, который доставил бы товар по назначению, допустим, в торговую сеть.

— В Европе, к примеру, 70 процентов бизнеса работает через логистических операторов. У нас же логистика находится, увы, пока в зачаточном состоянии, — подводит итог Юрий Синькевич.

Справка «БН»

ЛОГИСТИКА берет на себя услуги по рациональному управлению запасами, транспортировке товара, его складированию и всем связанным с этими операциями бизнес-процессом.

Юлия БОЛЬШАКОВА, «БН»

Фото Сергея ЛОЗЮКА, «БН»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter