Что такое «эффект Моцарта» и почему мы западаем на семь нот

Музыкальные слухи

Кто-то не любит рок, кто-то терпеть не может (или, по крайней мере, так утверждает) классику и так далее. Но при этом у каждого человека без исключений есть мотивы или мелодии, которые он часто прокручивает в уме, а также совершенно конкретные стилевые предпочтения. От чего это зависит, почему мы вообще так восприимчивы к искусству звуков и насколько серьезно музыка влияет на наш организм?

pexels.com

Волшебная флейта

Естественно, никто не может сказать, когда первая мелодия пришла в голову человеку. Но самым древним музыкальным инструментом на данный момент является так называемая неандертальская флейта эпохи палеолита (35—40 тысяч лет до нашей эры), изготовленная из бедренной кости пещерного медведя и обнаруженная в словенской пещере Дивье Бабе. Именно флейты, «выросшие» из примитивных свистков, долгое время сохраняли лидирующие позиции и до сих пор являются любимым народным инструментом. Их можно увидеть на фресках в гробницах египетских фараонов, памятниках Древней Греции. Кстати, «окультуривать» музыку начали именно греки. Пифагор вывел закономерность между высотой звука и числом, а музыкальную гармонию связал со своими любимыми математическими пропорциями.

Квадратные ноты

До нот в Европе использовались особые знаки — невмы, а в первой половине XI века бенедиктинский монах Гвидо Аретинский начал отмечать звуки нотами, которые, кстати, тогда были квадратными. Размещались они на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип остался прежним. Нот семь, они образуют октаву. Каждой Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si — по первым слогам гимна святому Иоанну, каждая строка которого поется на тон выше предыдущей. Название первой ноты октавы в XVI веке заменили на do (от латинского слова Dominus — Господь). Причина простая — слог ut невозможно спеть.

Далее музыка начала развиваться стремительно и неудержимо, что и делает до сих пор. При этом ее воздействие сравнимо с чудом: она может поднять настроение, заставить ощутить печаль, воодушевить и даже погрузить в транс. Эти эффекты были известны давно. Но как научная дисциплина психология музыки оформилась только в конце XIX века. В 1990-х годах появилось отдельное направление — когнитивная нейробиология музыки.

Под микроскопом

Справедливости ради заметим, что первым, кто всерьез заговорил о психическом и физическом воздействии музыки на человека и его здоровье, был тот самый Пифагор, который все на свете измерял математикой. Сейчас музыка действительно активно используется в лечении многих соматических, психических и других болезней — от депрессии до гипертонии. Например, прослушивание мелодий определенного типа способствует снижению кровяного давления. Классическая музыка (особенно музыкальные композиции, богатые акцентами и чередующие быстрые и медленные такты) благотворно влияет на память и концентрацию. Прекрасно синхронизированы с сердечно-сосудистым ритмом арии Верди, которым предшествуют десятисекундные музыкальные вступления. Также считается, что прослушивание музыки полезно во время физических нагрузок. В числе прочего она блокирует сигналы мозга об усталости и мотивирует заниматься дальше. Считается, что пика продуктивности на тренировках помогает добиться музыка с ритмом 145 ударов в минуту.

Результаты исследований показывают, что прослушивание музыки повышает работоспособность. Но при этом нужно учитывать ее уместность. Допустим, в офисе дискотеку не устроишь. К тому же мелодии со словами отвлекают внимание. Зато они очень подходят людям, чей труд связан с монотонными действиями и не требует повышенной концентрации, — музыка делает работу не такой скучной.
Языки, на которых мы говорим, — специфические средства хранения и передачи информации, являющиеся еще и инструментами управления поведением. Нейробиологи полагают, что музыкальный язык — такая же система коммуникации, как и обычный, понятийный. Кстати, и к управлению поведением это тоже относится.
В ТЕМУ

tildacdn.com
Часто можно встретить упоминания об «эффекте Моцарта» — дескать, регулярное прослушивание его произведений повышает интеллектуальные способности, особенно у детей. На самом деле это весьма вольная трактовка нейрофизиологических исследований. Да, сочинения Моцарта активизируют практически всю кору головного мозга. Что, кстати, характерно для всей классики от эпохи барокко и романтизма до отдельных композиторов XX века. Моцарт — такой же представитель Венской классической школы, как Гайдн и Бетховен. Эти трое считаются создателями высокой музыки — наиболее гармоничной (что нравится мозгу). Серые клеточки радуются, формируют ассоциации, стимулируют выработку эндорфина и прочих гормонов радости, лучше работают, буквально искрят позитивом, что очень полезно. Но никакого чудесного воспитания гениальности при этом не происходит. Откуда же миф?

Само понятие «эффект Моцарта» придумал в 1991 году француз Альфред Томатис, считавший, что можно воздействовать на мозг через слух. Мысль здравая, хотя и не новая. В 1993 году его соотечественники-ученые подтвердили, что регулярное прослушивание произведений Моцарта благоприятно действует на пространственное мышление и так далее. Данные опубликовал журнал Nature, однако в статье не было ровным счетом ничего об улучшении показателей IQ испытуемых. Тем не менее именно так результаты были истолкованы в СМИ. С тех пор и понесся снежный ком выдумок.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Музыкальные предпочтения начинают прививаться в раннем детстве — ребенок бессознательно закрепляет связь между мелодиями и формированием самоидентичности. Однако если ваши родители дни напролет слушали «Битлз», вовсе не обязательно, что вам тоже будут нравиться композиции этой легендарной группы. Да, такой вариант возможен, но «тонкие настройки» работают несколько иначе. Прослушивание не всегда сопровождается позитивными эмоциями, а например, семейным скандалом и так далее. В первом случае активизируются зоны, ответственные за приятные воспоминания, во втором происходит обратная реакция.

На музыкальный вкус влияют также возраст и жизненные циклы. Исследователи Кембриджского университета выделяют несколько этапов. Когда молодому человеку важно самовыразиться, он выбирает агрессивные стили — рок, панк, металл. Люди, подсознательно готовые к созданию семьи, любят мягкие поп и соул. «Забуревшим», по меткому выражению Шуры Балаганова, то есть достигшим определенного социального статуса, важно его подчеркнуть. Как и продемонстрировать претензии на некоторую интеллектуальность. Здесь на первый план выходят классика и джаз. И наконец, в зрелом возрасте уже не хочется никому ничего доказывать, а просто получать удовольствие. Это время наибольшего разнообразия музыкальных предпочтений — от поп-музыки до кантри и фолка.

Вкусы у людей могут быть разными, но сама способность сопереживать музыке относится к важным особенностям устройства нервной системы. Тем не менее люди с редкой болезнью — музыкальной агедонией (так называемый нулевой слух) — на музыку не реагируют. То есть они ее слышат, но абсолютно к ней равнодушны. Авторы статьи, опубликованной журналом PNAS, объясняют это нарушением связей между слуховыми и эмоциональными центрами. Хотя тут, конечно, вопрос спорный: как говорится, глаз не видит — желудок не страдает. Кроме индифферентного отношения к музыке, это совершенно нормальные люди.

bebenina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter