Как мы слышим и воспринимаем общение

Музыка слов

С точки зрения науки речь — вербальная коммуникация. Язык является ее инструментом и служит средством кодирования информации о предметах, событиях и явлениях. Проще говоря, когда-то на заре времен древние люди изобрели уникальный и универсальный способ общения. Насколько это удобно, можно понять, сравнив с тем, что было раньше: наши условные предки приматы до сих пор используют для выяснения отношений в основном отрывистые звуки и жестикуляцию. Тот, кто хоть раз в жизни играл в «крокодила» (когда слово или фразу нужно показать исключительно мимикой и жестами), сможет оценить разницу. Как же возникла человеческая речь? Каким образом мозг ее понимает и могут ли другие виды, кроме Homo sapiens, общаться если не аналогичным, то хотя бы похожим образом?

Фото  pexels.com

Тот, кто с пальмы слез

Предположительно, членораздельная речь появилась у представителей нашего вида примерно два миллиона лет назад. Именно в это время и сформировался речевой аппарат (анатомо-физиологическая система органов: гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы, губы, носоглотка, резонаторные полости). Антропологи считают подтверждением этого события появление у ископаемых останков homo (кстати, тогда еще пока не sapiens) определенных специфических признаков. Таких как, например, шиловидный отросток височной кости.

По мере развития человечества все усложнялось. На данный момент различают периферический (исполняющий) речевой аппарат — систему мышц, связок и костей, благодаря которой мы можем разговаривать. В этот момент организм включает в работу около ста мышц груди, шеи, челюстей, щек, языка и губ. Каждая из этих мышц состоит из сотен и тысяч мышечных волокон. А чтобы запустить систему в работу, необходимо гораздо большее количество нейронов, чем в процессе ходьбы или бега.

Кстати, про нейроны. Помимо исполняющего, есть еще центральный (регулирующий) речевой аппарат. В него входят центры коры головного мозга, подкорковые узлы, ядра ствола продолговатого мозга, нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам и так далее. Зачем это нужно? Для любого человека понимание разговоров других людей — элементарный процесс. Но для мозга это сложная комплексная задача. Речь представляет собой переменные звуковые сигналы разной тональности, и мозг использует весьма странную, на наш взгляд, схему: сначала разбивает на отдельные фонемы, затем складывает обратно в слова и предложения и только потом анализирует смысл. Исследование на магнитно-резонансном томографе подтверждает: когда мы слышим чью-то речь, «загорается» не какой-то один отдел мозга, а разные области. Какие-то нейроны воспринимают типы звуков, создающиеся при перемещении губ, другие отвечают за коммуникацию с голосовыми связками. После того как вся эта какофония будет структурирована, начинают работать память, отдел, отвечающий за создание образов, и так далее. Ведь мы не просто воспринимаем речь, мы на нее живо реагируем — воспоминаниями, эмоциями, чувствами. И все это занимает ничтожные доли секунды, меньше, чем ушло на то, чтобы прочитать эти несколько предложений. Но так ведь было не всегда.

Составить хотя бы частичное представление о том, как все развивалось в процессе эволюции, можно, наблюдая за нашими родичами — обезьянами. Например, младшие члены семейства гоминид (кроме нас, сюда входят человекообразные обезьяны — орангутаны, гориллы и шимпанзе) — существа в общем-то молчаливые, если не считать небогатого набора криков. Тем не менее они успешно общаются между собой, используя систему, которую можно считать предвестницей речи.

Пойми меня, если сможешь

В начале прошлого года британские исследователи из Университета Роухемптон опубликовали исследование в журнале Proceedings of the Royal Society B, где сообщили, что им удалось идентифицировать 58 уникальных жестов шимпанзе (это не только движения руками, но и положение тела, мимика). Комбинируя их, обезьяны могут формулировать простые сообщения для соплеменников. Еще раньше, в 2010 году, немецкие исследователи из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка обнаружили, что шимпанзе-бонобо используют чисто человеческий жест отрицания «нет» — они крутят головой из стороны в сторону, как мы с вами. Такое совпадающее по мышечной механике и смыслу движение было зарегистрировано впервые. Интересно, что для горилл и орангутанов оно ничего не значит, поскольку каждый вид обезьян изъясняется на своем «наречии».

Так, орангутаны используют 64 характерных универсальных жеста. То есть обезьяны из зоопарка в Шотландии (исследования проводили специалисты шотландского Университета Сент-Эндрюс) и, допустим, в Сингапуре друг друга обязательно поймут. Например, в качестве жеста следования за ним примат обнимает сородича и слегка тянет в сторону. Складывание губ буквой «о» — приглашение к игре и так далее. Жесты, похожие на наши, тоже имеются. Например, когда орангутан похлопывает соплеменника по руке, это означает, что он хочет закончить совместное дело или общение. Нечто вроде: «Ладно, ладно… Давай, будь здоров, пока!» Знакомо, не так ли? Даже как-то не по себе становится. Кстати, считается, что способностью говорить мы обязаны прямохождению, которое много чего изменило в гоминидах homo. В том числе модификации подверглось (пардон) строение пасти. Кто знает, может быть, человекообразным обезьянам всего-то и нужно, что встать на ноги. Тогда и поговорим серьезно.
У обезьян не развит речевой аппарат, поэтому разговаривать они не могут. Но успешно изъясняются жестами, часть из которых очень смахивает на наши. Они также хорошо обучаются человеческому языку глухонемых. 

Например, орангутан Шантек из зоопарка Атланты (умер в 2017 году) успешно освоил этот язык и использовал для общения с исследователями. Соплеменники его, естественно, не понимали.
КСТАТИ

Чем больше родители разговаривают со своим ребенком, тем быстрее накапливается и становится разнообразнее его словарный запас. От этого, в свою очередь, зависят показатель интеллектуального развития и будущая успеваемость в школе. Малыши, папы и мамы которых часто общаются с ними, к двум годам знают на 100—200 слов больше, чем дети родителей-молчунов.

К слову, ученые считают, что младенцы понимают речь, еще находясь в утробе матери, а способность распознавать звуки и реагировать на услышанное закладывается на 30-й неделе развития. За 10 недель до рождения малыш уже активно реагирует на обращенные к нему слова, при этом прекрасно различая малейшие изменения в интонациях. Например, ласковые обращения им очень нравятся, а звуки ссоры родителей их расстраивают и пугают.


В ТЕМУ

nashzelenyimir.ru

Как правило, люди недооценивают коммуникативные навыки животных и считают, что те общаются друг с другом только с помощью мяуканья, чириканья, шипения и рычания. На самом деле приемы очень многообразны. Например, муравьи передают информацию феромонами, пчелы выделывают самые настоящие «информационные» танцы, жуки-точильщики используют нечто вроде азбуки Морзе, а лягушки способны издавать и улавливать ультразвуки. Слоны применяют сложный язык жестов, изъясняясь движениями хобота и ушей, а их голоса так же сильно отличаются друг от друга, как и человеческие. Кстати, они даже картины умеют рисовать. Но самые интересные создания в этом плане — кошки, которые придумали отдельный «язык» исключительно для общения с людьми. Они мяукают, чтобы поздороваться с нами, привлечь внимание, попросить корм и так далее. В то же время со своими сородичами кошки общаются, используя язык тела и шипение. Исключением являются котята, мяукающие, чтобы на них обратила внимание мама-кошка.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter