Музыка с характером

Если представлять читателю Лидию Скачко, то от превосходных степеней никуда не деться...

Если представлять читателю Лидию Скачко, то от превосходных степеней никуда не деться. Вначале я удивлялась и думала: либо это несгибаемое упорство характера, либо озарение человека великим талантом. Судите сами: с детства ездила из Несвижа в Минск получать начальное музыкальное образование по классу аккордеона — которое завершила на «отлично». Минское музыкальное училище им. М.И.Глинки окончила с отличием. За время учебы в Белорусской государственной академии музыки неоднократно становилась дипломантом и лауреатом музыкальных конкурсов. Назову из многих лишь самый высокий по статусу: в 2009 году — победа в Братиславе на престижном европейском конкурсе аккордеонистов–виртуозов, исполняющих академическую музыку. В это же время Скачко присуждается Гранд–премия специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи.


Окончив академию музыки, Лидия защитила магистерскую диссертацию, теперь учится в аспирантуре. При этом не оставила конкурсный марафон. Стала лауреатом Всероссийского конкурса творческой молодежи «Меня оценят в XXI веке». Ей вручена высшая награда — знак отличия «Национальное достояние России». Были победы на конкурсе композиторов «Маэстро» в Симферополе, конкурсе педагогического мастерства «Музы мира» в Москве. Сейчас Лидия Скачко пишет кандидатскую диссертацию и (везет же детям!) преподает в минской музыкальной школе искусств № 17.


— Так что же это? Трудоспособность или талант? — с таким вопросом я обратилась к виртуозу–аккордеонисту.


— Так живут и работают все музыканты. Конечно, без природой данного слуха и способностей в музыке не обойтись, как, впрочем, и без безостановочной работы. Разве можно выйти музыканту на сцену к слушателю со шпаргалкой?


— Лида, так почему же вы, девочка, выбрали аккордеон? В Беларуси инструмент, скажем так, непривычный, считающийся мужским. К тому же вы такая хрупкая... Как играть и нести одновременно такую тяжесть?


— Все началось в раннем детстве. У родителей стоял маленький, в комиссионке купленный аккордеон. Грешно было не взять его в руки... Чуть позже интернет познакомил меня, в частности, с отцом и сыном Юрием и Петром Дранга. Я росла на записях, где они исполняли элитную классику. Мне тоже ближе классика. Эстраду воспринимаю как развлечение. Меня завораживает музыка, созданная В.Золотаревым, А.Репниковым, Ф.Анжелисом, А.Пьяццоллой. Она, как космос, — торжественна, могуча, утонченна.


Действительно, аккордеон долго считался мужским инструментом. Но в наше время современные технологии позволили снизить его вес с 17 до 9 кг. Правда, цена! Но теперь и я благодаря родителям стала обладателем такого инструмента, хрупкость, как вы выразились, мне не мешает играть.


— Аккордеонисту–классику, как, впрочем, и скрипачу, пианисту, дирижеру в какой мере, помимо исполнительства, дозволен артистизм на сцене? Нынче даже хоры танцуют, дирижеры ведут мимический разговор с публикой.


— Артистизм никогда не был под запретом. А вот позерство на сцене всегда искусственно и потому совершенно неприемлемо. Музыка не терпит непрофессионалов.


— Тема вашей диссертации чему посвящена?


— Вы сами сказали — аккордеон для нас не совсем привычен. У нас в почете и любви долгие годы были баян и его подруга — гармонь. Для этих инструментов написано много музыки. Аккордеонистам же приходится «приспосабливать» произведения для своего инструмента, грамотно адаптировать, к примеру, И.С.Баха, что требует многих умений. Этому, если вкратце, и посвящена моя диссертационная работа.


— Настанет момент, и вы ее защитите. И тогда концертная деятельность отойдет на второй план?


— Я люблю сцену, люблю играть для людей. Потому не собираюсь выходить из ассоциации белорусских баянистов и аккордеонистов, которая постоянно организует нам концерты. И в академии музыки есть концертный отдел — всегда рада их предложениям. Если хочешь и любишь дело — время найдется всегда. Я этому хорошо научилась.


— А работа в детской музыкальной школе удовольствие или заработок?


— Люблю детей. Нравится наблюдать, как под влиянием музыки складываются характеры, личности. Наши дети, на мой взгляд, не такие, какими были мы в их возрасте: они глубже, системнее, если хотите, более внимательно рассматривающие жизнь. А вот педагогам сегодня работать в музыкальной школе много сложнее — «компьютерные» ребятки хотят все и сразу! Привыкли: нажал кнопку, «кликнул» мышью — и... результат на экране без умственных усилий, душевного напряжения. И когда юный музыкант сталкивается с необходимостью большой работы над собой, он нередко даже недоумевает: почему нет быстрого успеха. Это пошаговое преодоление стоящих перед тобой задач — самое сложное для садящегося за инструмент ребенка. Именно здесь необходим учитель: поддержать, убедить, обязательно обрадовать, не упустив момент, когда наконец польется настоящая музыка.


— Какое произведение из тех, что вы исполняете, более всего отражает сегодняшнее время?


— «Рондо–каприччиозо» В.Золотарева. Я понимаю его так: человек рождается, борется за право быть услышанным... Ритмическая составляющая передает напряжение, борьбу, тревожность, надежду. И вдруг неожиданно звучит финальный аккорд. Вопрос остается без ответа... Значит, еще есть чему учиться, над чем думать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter