Могилевский театр жестовой песни «Поющие руки» известен за пределами Беларуси

Музыка рук

В необычном могилевском театре играют спектакли без слов

У этих провинциальных артистов нет ни профессионального образования, ни… слуха — слабослышащие и совсем не воспринимающие звуков, они играют спектакли без слов. Но делают это так, что у сидящих в зале на глаза наворачиваются слезы.


Жест как движение души

Этот необычный коллектив появился в Могилеве в 2000 году благодаря сотруднице Дома культуры УП «Метиз» Марии Скрицкой. Талантливых слабослышащих людей, далеких от искусства, она буквально находила на улице. А через три года созданный ею театр жестовой песни «Поющие руки» был удостоен звания народного.

Среди участниц первого состава — Марина Пинчукова, нынешний руководитель театра. Единственный в коллективе человек, не имеющий проблем со слухом. Оказалась она здесь не случайно:

— Мой отец Николай Николаевич и мама Галина Демьяновна — неслышащие. И я, единственный ребенок в семье, рано стала взрослой. Пришлось самой освоить язык жестов, водить родителей в поликлинику, магазин, на почту. Когда выросла, выучилась на экономиста, стала главным бухгалтером, а по совместительству — переводчиком жестового языка в уникальном театре. Выступала с ребятами на сцене, переводила для них тексты песен. «Поющие руки» — моя отдушина. У нас замечательный коллектив, в котором есть и молодежь, и пенсионеры. Кто-то прекрасный вокалист, кто-то танцор, у кого-то потрясающая мимика…

«Петь» руками не означает просто суфлировать. Это целый спектакль. Некоторые фразы, покажи их на пальцах, не впишутся в общую канву постановки, поэтому Пинчукова их уточняет:

— Например, в песне Агутина фраза «включите свет» на языке жестов банальна: человек прикасается к выключателю. Но произведение ведь не об этом, его посыл шире: каждый из нас должен верить в чудеса, ценить, что живет на прекрасной планете Земля. Поэтому, когда звучит эта строка, надо изображать радость, мечту, надежду, а не банальный щелчок.

Репертуар артисты подбирают сами, у них большая фонотека. Исполняют песни Алены Ланской, «Песняров», «Верасов», Софии Ротару, Ирины Аллегровой, Олега Газманова... Современная эстрада тоже есть, но только та, что несет смысловую нагрузку, — чтобы можно было это изобразить. «Речь» в спектакле «Поющих рук» должна быть четкой, чтобы не было никаких машинальных движений, засоряющих «эфир».


В планах — «Х-Factor в Беларуси»

На разучивание нескольких куплетов с припевом у артистов уходит от одного дня до трех. Чтобы «отточить голос» — синхронно отмахивать слова, — неделя. Ведь участники коллектива очень разные: кто-то различает пение птиц, кто-то улавливает только низкие звуки, а кто-то не слышит вовсе. И вместе они должны синхронно попадать в ритм. Вот и репетируют — усердно и с удовольствием.

— До пандемии каждый день в ДК после работы бегали, — говорит одна из старейших и самых активных участниц коллектива 58-летняя Наталья Зайцева. — Порой и допоздна засиживались, особенно перед концертом. Нам это за счастье, мы напитываемся здесь энергией, позитивом. Композиции у нас разные: о войне, любви, мире. Мне больше по душе золотые шлягеры 60—80-х: «Листья желтые над городом кружатся», «Лаванда», или еще более старые, как «Дружба» («Давай пожмем друг другу руки, и в дальний путь — на долгие года»). Эта песня стала моим девизом. Такой я человек: всегда в движении, на жизнь смотрю с оптимизмом.

Уроженка города Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области Наталья Александровна приехала в Беларусь в 1981 году. В Минске отучилась на монтажницу радиоэлектронной аппаратуры, работала по специальности, теперь трудится контролером отдела технического контроля на могилевском предприятии «Тифлос» ОО «БелТИЗ».
Без дела не сидит ни один из талантливо поющих руками. Николай Молотобойцев, который почти не слышит, — наладчик оборудования, Владимир Косенков — строитель-монтажник, 18-летний Рома Юрков — самый юный участник коллектива — учится в экономическом колледже. Всего в театре жестовой песни 24 человека, и они прекрасно вживаются в любые роли: как лирические, так и драматические.
Кстати, костюмы для постановок «Поющие руки» шьют сами: от белорусских народных до гусарских мундиров и платьев императрицы.

Театр приглашают на городские и областные праздники, республиканские и международные конкурсы. Прошлой осенью на областном фестивале творчества инвалидов «Вместе мы сможем больше» дуэт Натальи Зайцевой и Романа Харунжего стал одним из победителей. Несколько лет назад могилевские таланты взяли Гран-при на республиканском конкурсе «Крутые ребята». Гран-при были удостоены и на Международном фестивале искусств среди инвалидов в Смоленске, с наградами возвращались с международных фестивалей в Вильнюсе и Санкт-Петербурге.

Признание, конечно, окрыляет. Но почивать на лаврах провинциальные артисты не привыкли. Уже подумывают о том, чтобы представить свое творчество на популярном проекте «Х-Factor в Беларуси», если он получит продолжение. Уверены, таких участников, как они, там еще точно не видели!

kislyak@sb.by

Фото из архива руководителя театра «Поющие руки» Марины ПИНЧУКОВОЙ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter