Культурное пространство, как шахматная доска, извечно поделено на клетки центра и периферии. Инстинктивно стремясь к центру, спустя некоторое время обнаруживаем - самое интересное происходило как раз вдалеке от него, на маргинальных островках чистого искусства. Еврейский фольклор - один из них. Постепенно он выходит из своего длительного подполья к заинтересованному слушателю.
Пока звучит кларнет
Недавний концерт в одном из столичных клубов, как утверждают его организаторы из Минского еврейского общинного дома, в некотором смысле поворотный. Еврейская фольклорная музыка, которую еще называют клезмерской, вышла в массы. Массы были ей рады.
Перед приглашенным израильским композитором Даниэлем Галаем выступили белорусские музыканты - театр еврейской песни "Симха" и ансамбль Дмитрия Слеповича "Минскер Капелье". Они показали и гостю, и зрителям настоящий мастер-класс. Импровизировали, шутили, пели. Публика собралась разношерстная. Может быть, потому какой-то особой домашней атмосферы на концерте не было. Атмосфера - материя тонкая, порой ее не бывает даже на собственной кухне. Зато был драйв и кураж.
Движение есть!
"Пиар"-менеджер Минского еврейского общинного дома Валентина Мороз за еврейской культурой в белорусских реалиях наблюдает изнутри. Замечает, что общий вектор работы организации естественным образом смещается на культурные акции
: - Несомненно, сейчас идет продвижение и популяризация еврейского фольклора. Он стал активно выходить к зрителю. Еврейской музыки стало больше на радио и телевидении.
- На вашем концерте было много молодежи.
- У нас есть свое молодежное кафе, где часто выступают ребята из театрального института. Конечно, на изменение ситуации ушли годы. Еврейская культура вытерпела многое. Сейчас время ее познавать и созидать.
Однако здоровый скептицизм полезен даже при самой благоприятной ситуации.
- К сожалению, еврейский фольклор, на мой взгляд, известен только в узких кругах, - считает журналистка Екатерина Амосова. - Конечно, его стало больше по сравнению с прошлыми годами. И он, пользуясь вашей терминологией, действительно выходит из подполья, но, мне кажется, все-таки никогда не будет массово интересен всем. Ведь фольклор в целом - специфический жанр. В чистом виде он не так популярен, как эстрада.
Зов крови
...Для своей музыкальной деятельности Саша взял псевдоним Школьник. Его коллектив так и называется - "Школьник-бэнд". Говорит, что к этой музыке пришел неожиданно для самого себя. Просто что-то наигрывал, услышали друзья... Теперь они иногда собираются в "съемной" Сашиной квартирке, чтобы поиграть.
- А почему Школьник?
- Фамилия бабушки.
- Как для тебя начиналась эта музыка?
- Не сразу. Я писал обычные песни. Потом что-то щелкнуло... - и он, шутя, начинает петь народную еврейскую песню, из которой я выхватываю только общеизвестное: "Лехаим!"
- Чем еврейский фольклор отличается от белорусского?
- Прежде всего, если рассматривать музыкальный аспект, в нем больше нюансов. Об этом принято говорить известным штампом, тем не менее он очень точен: в этой музыке смех и горечь неотделимы друг от друга. Это правда.
- А ты не чувствуешь, что сегодня эта музыка находится как бы на окраине?
- Нет. Ни в коем случае. Хотя, если вспомнить Бродского, который говорил о том, что окраина - это начало мира, может, это не так уж и плохо.
Музыка окраин завоевывает центр
Культурное пространство, как шахматная доска, извечно поделено на клетки центра и периферии.