Какие сюрпризы приготовил маэстро Александр Анисимов и Государственный академический симфонический оркестр ко Всемирному дню музыки?

Музыка летнего солнцестояния

Маэстро АНИСИМОВ отметит Всемирный день музыки большим концертом на сцене Белгосфилармонии
21 июня меломаны разных стран отмечают Всемирный день музыки. Его родина — Франция, а идея такова — в день летнего солнцестояния музыка с утра до ночи звучит везде: в концертных залах, на улицах, в квартирах.

Вы не слышали о таком празднике? Вот и маэстро Александр Анисимов признается, что узнал о нем в интернете, и вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром решил к нему примкнуть, приурочив к красивой традиции концерт на завершение сезона. 

— Александр Михайлович, наверняка приготовили что-то особенное?

— Сюрпризов сразу три. В программе — Гия Канчели, «Ламент» памяти Луиджи Ноно для скрипки, сопрано и большого симфонического оркестра. В Минске он будет исполнен впервые. Благодаря послу Германии Петеру Деттмару, большому, кстати, поклоннику нашего оркестра, удалось получить партитуру, она принадлежит немецкому издательству в Гамбурге. Я очень хотел сыграть эту пьесу. Несмотря на то что сочинение посвящено печальному событию — уходу из жизни гениального итальянского композитора Луиджи Ноно, это удивительно просветленная музыка, которая олицетворяет бессмертие души, красоты, веры в прекрасное. Не побоюсь сравнить ее с финалом «Аиды» Верди, на мой взгляд, Канчели и Верди — оба абсолютно гениальные композиторы.

— Для исполнения концерта приглашены два выдающихся солиста.  Сопрано россиянки Ирины Крикуновой нашей публике хорошо знакомо, а вот французского скрипача Оливье Шарлье многие услышат впервые.

— Он выступал с нашим оркестром не раз, но перерывы были достаточно большими. Поэтому, если считать, что на каждом концерте примерно 70 процентов слушателей — это те, кто приходит в филармонию впервые или бывает там редко, то имя Оливье Шарлье основной части публики незнакомо. Он — профессор Парижской консерватории и популярный действующий солист. Мы давно с ним знакомы, не раз вместе выступали в разных странах. К слову, сначала он очень насторожился от предложения сыграть Канчели, не слышал этой музыки никогда. Я отправил ему запись и получил ответ: совершенно фантастическая пьеса! 

— В афише еще и Малер — композитор сложный и для слушателя, и для оркестра.

—  Я долгое время остерегался включать его в свою программу. Не был уверен, что это будет интересно не только мне. Публика не слишком привыкла слушать такую музыку. Поэтому долго тянул с этой идеей, года три откладывал. И вот теперь — случится. Это серьезный барьер, который преодолевает наш оркестр, серьезная ступень, на которую он восходит. И, думаю, мы можем позволить себе поверить в то, что и публике нашей будет интересно.

Симфония Малера «Титан» — кульминация программы. Она интересна своим философским содержанием, музыкальным наполнением, а самое главное — позитивом, который так редко  можно услышать у этого композитора. Но это его первая симфония, он писал ее в хорошем, приподнятом настроении, тогда еще не омраченном перипетиями непростой судьбы. Это популярное на Западе произведение у нас давно не исполнялось. И третий сюрприз — первое исполнение нового сочинения нашего композитора Дмитрия Смольского «Ностальгия». В основе произведения — мелодия его самой первой симфонии, которую он написал, может, лет 50 назад. Своего рода новый творческий взгляд на собственную молодость.

— С какими оркестрами сегодня работает маэстро Анисимов?

— Недавно вернулся из испанской Памплоны, очень хороший там  симфонический оркестр. Продолжается мой альянс с Самарским  академическим театром оперы и балета. Причем прошлогодний успех в Москве с «Пиковой дамой» в этом году был закреплен номинацией на «Золотую маску» спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, одного из моих самых любимых оперных сочинений. Были интересные контакты с театрами Словакии. Надеюсь, в будущем сезоне состоится встреча с театром «Колон» в Буэнос-Айресе, в котором не работал уже лет 20 с лишним. Интересные предложения есть от филармонии в польском Быдгоще, от швейцарского и французского театров.

Государственный академический симфонический оркестр — один из старейших коллективов бывшего Советского Союза, в этом году он отметил свое 90-летие.

— Кто-то скажет: и чего дома не сидится? 

— Для дирижера эти выходы в свет очень важны и нужны. Во-первых, есть в них краска политическая: как народный артист Беларуси я представляю свою страну и ее культуру по всему миру. Во-вторых, для любого художника важны новые контакты, встречи, впечатления. Ну и не последнюю роль играют заработки. Во всем мире дирижер — довольно высокооплачиваемая профессия. Это позволяет мне обеспечить семью, помочь детям, внукам. Но я никогда не сравниваю заработки здесь и там — это не красивые слова, а искренние. Я и музыкантам, которые нередко жалуются на низкую зарплату, говорю: да, она, к сожалению, не соответствует уровню образования, ведь почти 20 лет люди готовятся к профессии музыканта и, по сути, учатся ей всю жизнь. Но страна, где ты вырос, где получил возможность учиться, причем бесплатно, у высочайшего уровня педагогов, где ты воспитывался и чего-то достиг, дает тебе все, что может. И если это не устраивает, наверное, нужно менять профессию, где, может быть, зарплата выше.

— В этом сезоне вы дирижировали «Царскую невесту» в нашем оперном театре, замечательный спектакль получился. Зовут ли еще? 

— Может, не так активно, как хотелось бы мне или зрителям. Но в следующем сезоне пригласили в день моего рождения дирижировать премьерный балет «Корсар». Второе предложение — концерт лауреатов Госпремии Беларуси, среди дирижеров я — единственный лауреат.

— Выходит, юбилей отметите на сцене оперного.

— Получается так. Но и в филармонии в октябре что-то придумаю. Вернее, уже знаю, что это будет. Поскольку в равной степени считаю себя дирижером симфоническим и оперным, сделаем с оркестром два премьерных концертных проекта: исполним оперу «Отелло» и «Торжественную мессу» Бетховена.

— В юбилейный год вас ожидает еще одно волнительное событие — вы стали номинантом на премию Союзного государства.

— Не ожидал, что это произойдет. Номинация — большая честь и большая заслуга всего оркестра, потому что выдвинуты наши программы с 2011 по 2016 год. Посмотрим, чем эта история закончится. Претенденты среди номинантов очень серьезные.

— Симфонический сезон вот-вот завершится. Какие планы на лето?

— Активный сезон на сцене филармонии закрывается, а лето идет по своему графику. Например,       8 июля открываем цикл концертов «Классика у Ратуши», его же будем и закрывать в августе. Есть приглашения на фестивали, мастер-классы. А в конце июля — официальный отпуск. Это время, когда я могу посвятить себя размышлениям о будущем, подготовиться к новому сезону. Люблю дома перебирать свои книги, диски, гулять по городу, зайти в нотный или книжный магазин. Во время таких бдений рождаются новые интересные идеи и мысли. В отпуске стараюсь быть больше дома, потому что в обычное время это мало получается. 

svirko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter