Ольга Подгайская: дети с талантом композитора появляются непредсказуемо

Музыка будет вечной

Об Ольге Подгайской я впервые услышала на фестивале Юрия Башмета в 2014 году. Тогда по устоявшейся традиции маститого зарубежного композитора — великолепную Софию Губайдулину — в фестивальной программе дополнили молодым белорусским автором. В фойе филармонии мне встретился Вячеслав Кузнецов: мэтр белорусской композиции сдержанно ликовал, радуясь успехам своей ученицы. Каюсь, совершенно выпало из головы название прозвучавшего тогда произведения, но свои ощущения — мистической прогулки в тумане — от музыки Подгайской прекрасно помню до сих пор.

ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА
Журналистское любопытство — страшная штука уже потому, что рано или поздно все равно бывает удовлетворено. Раздобыв телефон Ольги, я отправилась своими глазами поглядеть на обладательницу столь впечатляющего дарования. Первая мысль при встрече была восторженная: «Боже, какая она яркая!» Вторая — с некоторой обидой на судьбу: сочинять музыку — это прекрасно, но почему такая необычная девушка не снимается в кино? Недавно я все–таки задала Оле этот вопрос, она от души похохотала и призналась:

— Когда была маленькой, мечтала стать актрисой, просто загорелась: хочу! Но моя бабушка вернула меня в реальность. «А ты представь, — говорит, — что у тебя будет роль, в которой придется целоваться с каким–нибудь стариком?» Я в детстве так ужаснулась этой перспективе, что тут же исключила театр и кино из своих возможных занятий.

А музыка... музыка пришла сама. Как приходит дождь или солнце. В 11 лет, когда вдруг захотелось не только слушать, но и сочинять свое. «Взяла и написала», — улыбается Ольга.

Родом она из Караганды, история семьи — типичная для советского времени:

— Папа у меня белорус, мама украинка. Отец поехал, как многие в свое время, целину поднимать. В Караганде решил поступать в строительный университет, там и встретил маму. Она из семьи репрессированных, в Казахстан тогда высылали многих. После распада СССР там такое началось... ни электричества, ни тепла, ни воды — вообще ничего не было!

В Беларуси остались родственники, друзья отца, так семья переехала в Лиду. Здесь Ольга окончила школу, затем поступила в музыкальное училище:

— Нам преподавали композицию, именно тогда я начала писать музыку сознательно. Это показалось мне очень легко, а главное — куда интереснее, чем быть просто теоретиком.

Потом была академия музыки — и не только композиция, но и игра на органе, в который Оля просто влюбилась. Кстати, сейчас и сама преподает в БГАМ, обучает органистов. А еще в музыкальной школе № 3 у нее есть уникальный проект — ансамбль «Фредерики», названный так в честь Шопена, в котором подрастают юные композиторы.

— Дети с этим талантом появляются непредсказуемо, — объясняет Ольга. — Они у меня очень интересные, хотя и гиперактивные, самое сложное — привить им дисциплину. Но в их творческий процесс, в ноты я не вмешиваюсь, даже если они принесли что–то не совсем удачное. Важно ничего не запрещать. Пока у детей нет закомплексованности и академизма, зато есть азарт.

Азарт — это важно не только для детей. Только тот, кто идет вперед, создает что–то стоящее. Попыталась подсчитать, сколько необычных идей связано с именем Ольги Подгайской, но быстро сбилась. Ледовая опера–буфф, поставленная к проходившему в Беларуси чемпионату мира по хоккею, фестиваль немого кино и живой музыки «Кинемо», успевший отметить 5–летие (сколько было этих замечательных летних вечеров во дворике музея Заира Азгура!), множество концертов, а еще ежегодный музыкально–просветительский проект «Бах в метро». Многие минчане и гости столицы вольно или невольно приобщились к нему две недели назад, когда в вестибюле станций Минского метрополитена играла самая разная музыка — от эпохи барокко до современных авторов.

Конечно, одной такую махину не вытянуть, а если и вытянуть, то с большим трудом. Помогают друзья–музыканты, проверенные, еще со времен учебы, и муж — композитор Виталий Дорошук. Вообще, это отдельная способность талантливых людей — собирать вокруг себя яркую компанию. Впрочем, даже среди гениев обладают ею далеко не все — только те, кто не ревнует к чужим успехам, у кого, как в народе говорят, «двор большой». Где всего — своего, прекрасного, неповторимого — вдоволь.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter