Музы над Минском

Работы по реконструкции Национального академического Большого театра оперы и балета будут закончены в рекордно короткие сроки: снова под сводами оперного зазвучат арии, а на обновленную сцену выйдут танцоры в декабре 2008-го, а не в январе 2009-го, как планировалось ранее. Сегодня треть работ по реконструкции театра оперы и балета практически завершена — близится срок сдачи первого из трех пусковых комплексов.

На ремонт театра оперы и балета в нынешнем году отведена львиная доля всех средств, выделенных на строительство и реконструкцию объектов культуры: 70 миллиардов рублей из 116. Количество специалистов, работающих на реконструкции здания театра, в ближайшее время будет увеличено с 350 до 500—550 профессионалов самой высокой квалификации.
После реконструкции внешний облик здания театра оперы и балета останется вполне узнаваемым, привычным минчанам. Ведь театр — памятник архитектуры, и на его реконструкции вместе с профессионалами РУП “Институт “Белгоспроект” и генеральным подрядчиком ЗАО “НПО “Эльвира” работают специалисты из института “Белпроектреставрация”. Впрочем, нововведений в облике обновленного театра тоже будет достаточно. Правда, многое из нового в данном случае — это просто забытое старое.
Знаменитый архитектор
Иосиф Лангбард, проектируя минский оперный театр, задумывал для своего творения плоскую крышу — это отвечало духу конструктивизма, того направления, в стиле которого задумано здание театра, — рассказывает главный архитектор РУП “Институт “Белгоспроект”, главный архитектор комплекса по реконструкции памятника архитектуры и реставрации здания ТО “Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь” Анатолий Шабалин. — Но во время послевоенной реконструкции из-за нехватки стройматериалов и для обеспечения водонепроницаемости плоской кровли строители “надели” на театр оперы и балета “шапку” — шатровую крышу. Сейчас театр оперы и балета возвращается к своему истинному, первоначальному облику.
Под крышей разместятся еще три этажа — костюмерные, живописный цех, технические помещения. Появится у творческого коллектива театра и еще один репетиционный зал, которого все эти годы очень не хватало — оперная и балетная труппа репетировали по очереди. К слову, уникальность работ по реконструкции здания в том, что все это время репетиции в театре не прекращаются. Пока что они идут в зале второго пускового комплекса, но уже в ближайшие дни артисты начнут “обживать” новый зал первого пускового, а рабочие смогут взяться за следующую часть административно-артистического блока.
Оперные театры Европы, по некой негласной договоренности архитекторов-создателей, щедро украшены скульптурными композициями.
Яркое подтверждение тому — Венский, Парижский театры. В эскизах Лангбарда здание минского театра оперы и балета тоже украшали скульптурные композиции. Но в 1937 году, когда театр строился, перед страной стояли иные задачи, и бронзовые скульптуры театр не украсили. В наши дни идея Лангбарда будет воплощена в жизнь. Уже прошло несколько туров конкурса среди скульпторов на создание четырех муз искусства, которые должны будут символизировать музыку, балет, поэзию и драму. Перед ваятелями стоит нелегкая задача: выработать для скульптур собственный оригинальный стиль, включающий в себя как классические греческие традиции, так и современные.
Очень бережно подходят реставраторы и к внутреннему убранству театра, стремясь ни в чем не исказить исконный облик памятника. Непрактичный паркет в фойе заменит гранит, но над сценой и на балконах сохранятся порталы, созданные в 1960-х годах народным скульптором БССР Андреем Бембелем. И хотя увековеченная автором символика (серп и молот, пятиконечные звезды) ныне устарела, привычное обрамление сцены — визитная карточка Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, его неотъемлемая часть.
Все отделочные материалы, светильники и мебель, которые используются при реконструкции театра, — отечественного производства.
Факты и легенды
Творения классика мировой и отечественной архитектуры Иосифа Лангбарда загадочным образом пощадила война. И оперный театр, и Дом правительства были одними из немногих минских зданий, не пострадавших во время бомбежек. Судьба театра оперы и балета неразрывно связана с судьбой Минска. Построенный в 1937 году, он выстоял в войну, хотя в одно его крыло все же попала авиабомба. Пережил театр несколько реконструкций. Так, рассказал Анатолий Шабалин, прежде зрительный зал (сегодня он рассчитан на 1200 зрителей) был значительно больше — в 1930-е популярным был лозунг “Искусство в массы!”. В подвалах театра можно увидеть портал старого зала, который вмещал значительно больше зрителей. Но в театре действуют свои законы, и со временем зал был уменьшен до привычных нам размеров. Одна из бытующих в Минске легенд, связанных с оперным, — о том, что на крыше его первоначально планировалось поместить огромную фигуру Сталина, а сам театр якобы должен был, по задумке архитектора, выполнять роль постамента. Однако, рассказал Анатолий Шабалин, эта легенда документально не подтвердилась. Тем более что едва ли такая бездарная идея могла прийти в голову мастеру, каким был Иосиф Лангбард. Ведь именно этот архитектор создал здания, которые определили облик белорусской столицы и стали ее визитной карточкой — Академия наук, Дом офицеров, Дом правительства... Сегодня архитекторы говорят, что секрет Лангбарда в том, что он грамотно выбирал местоположение своих зданий, правильно вписывал их в окружающий ландшафт. К примеру, знаменитые театры Европы сильно проигрывают от того, что находятся в стесненных условиях, в окружении улиц, на небольших площадях. Ни в одной европейской столице театр не стоит посреди сквера, да еще на холме, видимый практически со всех точек центра города. Местоположение продиктовало и круглую, “островную” форму здания.
Заглянем в послезавтра
К сожалению, такое определение, как “белорусская “Ла Скала”, которое с легкой руки кого-то из коллег охотно подхватили отечественные журналисты, для нашего театра неверно. Ведь “Ла Скала” — это оперный театр. Наш же белорусский театр оперы и балета совмещает под одной крышей оба этих классических вида искусства. Главное требование к оперному театру — хорошая акустика. К театру оперы и балета зритель предъявляет требования более широкие — прежде всего надо хорошо видеть со всех точек зрительного зала то, что происходит на сцене.
— Зрительный зал останется по размерам таким же, каким и был, — рассказывает Анатолий Шабалин. — Но значительно улучшится видимость. Ведь до реконструкции в зале было несколько “провальных” мест, с которых ограничен обзор сцены.
Появятся специальные места для инвалидов. Будут обеспечены все современные нормы пожарной безопасности — прежде здание им совершенно не соответствовало. Все деревянные перекрытия театра будут заменены на железобетонные.
Но главные изменения, которые сможет оценить зритель, коснутся оборудования сцены.
— Сцена будет оснащена по последнему слову техники даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня, — поясняет собеседник. — Ведь механизмы ввиду их больших габаритов в трюм сцены можно смонтировать только через крышу, и разбирать кровлю вновь никто не будет долгие годы. А значит, сценическое оборудование не должно устареть не только физически, но и морально еще очень долго.
Обновленный театр оснастят трансформируемой оркестровой ямой: подъемная площадка сможет поднимать музыкантов на уровень сцены для концертов симфонической музыки. Сама же сцена оперного будет состоять из 21 разрезной площадки, с помощью которых режиссеры смогут моделировать любой “ландшафт”, в том числе холмы, горы, ступени. Кроме того, поднимающиеся и опускающиеся площадки облегчат работу с большими по площади декорациями, которые прежде хранились в “карманах” сцены. И каждый раз во время спектакля там занимали свои посты дежурные с брандсбойтами...
При оборудовании сцены предусмотрена также площадка с двумя поворотными радиусами, которые могут вращаться в разных направлениях.
Занавес и декорации будут опускаться и подниматься с помощью гидравлической системы, по последнему слову техники. Эта наиболее прогрессивная технология механизации театра значительно увеличит скорость смены декораций — она будет полностью соответствовать международным нормативам.
Достойным обрамлением театру станет и окружающий его ландшафт. Вопрос о благоустройстве территории вокруг оперного рассматривается уже сегодня, хотя вплотную специалисты приступят к его решению в следующем году. Генеральным подрядчиком этих работ, по решению минских властей, станет управление капитального строительства Центрального района столицы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter