Как чувствуют себя мужчины, которые на II Европейских играх выступят в женских видах спорта

Мужское дело

Современный спорт все сложнее бывает разделить на мужской и женский. Едва ли кого-то могут удивить поднимающие запредельные веса штангистки, девушки в боксерских перчатках или крепкие борчихи. Однако в обратную сторону процесс уравнивания идет куда сложнее. Кто-то может представить, например, мужскую художественную гимнастику (хотя она, между прочим, есть)? Присутствие в команде по синхронному плаванию ребят также вызывает недоуменные взгляды. В программе II Европейских игр есть сразу два вида спорта, в которых парни бросили вызов стереотипам и будут бороться за медали наравне с девушками. Артур Беляков выступит в акробатике, а Дмитрий Захаревич — в спортивной аэробике. У обоих путь в большом спорте оказался весьма необычным.

Артур Беляков

Вид спорта: акробатика

Возраст: 26 лет

Достижения: серебряный призер этапов Кубка мира и Всемирных игр

— Спорт для меня начался с гимнастики. В шесть лет мама — сама в прошлом батутистка — отвела в детскую группу. В основном для общего развития: гимнастика — отличная база для любого ребенка. Мне понравилось, начало получаться, но помешал рост. Годам к десяти стало ясно, что для гимнаста я слишком высокий и серьезных результатов достичь не получится. Тренер предложил попробовать перейти в акробатику. Понятно, что я согласился, хотя в том возрасте смутно представлял себе, что это такое. Это сейчас я понимаю: в акробатике рост для нижнего спортсмена — даже плюс. Не решающий фактор, но обычно пары с рослым нижним оцениваются лучше.


Акробатику, кстати, вообще сложно назвать женским видом спорта. В группе, где я оказался в детстве, из пятнадцати человек мальчишек было пятеро. Сейчас в Беларуси также есть и группы из трех девушек, и мужские пары, и ребята, выступающие вчетвером… Всего в акробатике существует пять видов. И у каждого своя специфика. Настолько разная, что даже тренеры, работающие с девушками, не особо охотно берутся за ребят. И наоборот. Считается, что с ребятами работать проще. Они быстрее схватывают, лучше идут на контакт и меньше капризничают. С девушками часто приходится повозиться. Смешанные же пары считаются своего рода золотым венцом программы. Там всегда наиболее сложные программы и самая серьезная конкуренция. Есть специфика во взаимоотношениях. У девушек свои особенности поведения и характера, и эти различия сказываются на протяжении всего времени работы. Мы с партнершей до сих пор можем поцапаться на тренировках и, если бы не тренер, сглаживающий углы, наверное, давно бы разбежались. В последнее время, правда, притерлись, сработались, стали лучше друг друга понимать. Почти как семья.

Кстати, среди смешанных пар часто встречаются и те, кто остается парой в жизни. Не всегда так, но я  знаю как минимум четыре таких примера. Но в основном, конечно, личную жизнь и работу стараются разделять. Хотя в действительности в Беларуси акробатов не так и много. Сильных смешанных пар всего четыре. Мужских тоже три-четыре. Это такой вид спорта, в котором спортсменов нужно растить и отбирать с детства, обычно все друг друга знают. К тому же вид спорта неолимпийский, финансирования нет, и многие на каком-то этапе просто бросают. Или уходят зарабатывать деньги в цирк или шоу. А найти подходящих спортсменов сложно. Преимущественно верхних, которые должны быть невысокими и легкими. Особенно у девушек. Если они не следят за собой с самого детства, быстро теряют форму — и работать с ними уже не получается. Поэтому, кстати, моя нынешняя напарница из Бреста, а не из Гомеля, где живу я. Другое дело, например, Россия. Там много спортсменов, сильные традиции, тренеры. Чемпионат страны по составу и количеству участников не уступает чемпионату Европы. Поэтому на I Европейских играх в смешанных парах россияне забрали все золото. Думаю, что они будут фаворитами и в Минске. Тем более в Европе спортсмены часто меняются: обычно, засветившись на каком-то крупном старте, акробаты уходят в цирк. Нам с Олей Мельник, кстати, тоже предлагали выступать в коммерческих проектах, но у нас другие цели. Вместе мы уже прошли два чемпионата мира и рассчитываем хорошо выступить на домашних II Европейских играх.

Дмитрий Захаревич

Вид спорта: спортивная аэробика

Возраст: 24 года

Достижения:  участник этапа Кубка мира

— В спорт я пришел очень поздно — когда поступил в БГУФК, то есть шесть лет назад. До этого в школе только играл волейбол, но серьезными тренировками это назвать сложно. На первом курсе у нас проходила какая-то конференция, а после нее Олег Уркель, руководитель команды по чирлидингу Night Wolves, предложил девочкам попробовать себя в этом виде спорта. Подумал: «А почему я не могу?» Пришел на одну тренировку, на вторую… Так прошло шесть лет. Многие думают, что чирлидинг — это женский вид спорта, танцы с помпонами. Но это предрассудки. Да, в чирлидинге есть направление, когда девчонки танцуют с помпонами, но это лишь один из видов. Есть в нем и акробатические направления — в одном из таких выступал я. В командах по чирлидингу на самом деле много парней. Все спортсмены выполняют разные роли. Например, есть базы, то есть крепкие парни, которые держат пирамиды, маунтеры — сильные девчонки, которые удерживают флаеров: девочек, которых подбрасывают во время выступлений. В отличие от акробатики в чирлидинге девушки весят не 30—40 килограммов, а больше, у нас в команде, например, весили под 60 килограммов. Чтобы работать с ними, физическая подготовка должна быть очень серьезной. Поначалу, конечно, мне приходилось сложно: нужно было привыкать к большим физическим нагрузкам, делать растяжку, работать с партнершами.


В аэробику в первый раз попал на 3—4-м курсе — меня попросили выступить за университет. В чирлидинге и аэробике есть схожие прыжки, и, наверное, это было главной причиной, почему мне предложили попробовать себя в новом виде. Подготовка была недолгой — нас тогда тренировали Людмила Юсупова и Даша Хоронеко, вместе с которой мы сейчас выступаем в сборной. После выступления на универсиаде я вернулся в чирлидинг. Второй приход в аэробику состоялся в конце прошлого лета — меньше года назад. Даже несмотря на хорошую физическую подготовку, для аэробики мне нужно было наработать выносливость — очень высокоинтенсивный вид спорта, в котором программа длится минуту и 15—25 секунд, и за это время нужно показать все, что ты умеешь. Скорость выполнения всех элементов настолько высокая, что в первые месяцы тренировок у меня перед глазами темнело! Еще поначалу я боялся приземлений. В аэробике за выступление нужно сделать три-четыре приземления на пол. Вариантов два — или в шпагат, или в отжимания. Поначалу это страшно, но и тут подготовка чирлидинга помогла — там была заложена серьезная акробатическая база.

Если бы прошлым летом мне сказали, что буду выступать на II Европейских играх в Минске, я бы не удивился: шел в аэробику с мыслью об этом турнире. На самом деле парней в аэробике в Беларуси вообще нет. До недавнего времени выступал только Дима Бабак, который показывал неплохие результаты на европейском уровне. Парни не идут в этот вид спорта, потому что у нас многие думают, что он девчачий. В лоб такого не говорят, но в разговоре часто чувствуется. Всем, кто так думает, я бы просто предложил попробовать сделать пару элементов из спортивной аэробики. Например, приземлиться со страдла — прыжка, в котором нужно растянуться в шпагат и поднять ноги как можно ближе к плечам, — в отжимание. Думаю, все вопросы после этого отпадут.

В команде я единственный парень, но работать с девчонками очень комфортно. Поначалу притирались, но после первых соревнований все сдружились. Сейчас наша главная цель — достойно выступить на II Европейских играх. Вместе с тренером Ляной Безносюк мы очень много и интенсивно тренируемся — все, что нужно было бы разучивать за три года, мы делаем за год. А о своем будущем пока не думаю. Сдаю экзамены в университете и готовлюсь к II Европейским играм. Пока это главное, а все остальные вопросы решу позже.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter