Обзор самых интересных премьер телеэфира

Мужские портреты

Тихие омуты Георгия Натансона — Статичный Шостакович — Трудно быть Гречко

Нынешние авторы и режиссеры все время пытаются нас шокировать. То обнаженной не к месту натурой, то крепким словцом. Им кажется, что они открывают если не Америку, то хотя бы какой–нибудь маленький уютный американский «штат», который, увы, давно открыт. Так как все уже в искусстве было, но ценится, несмотря на все шоковые приемы, — искренность, человеческая интонация, ощущение надежды в произведении. Таким открытием для советских зрителей в свое время стали фильмы Георгия Натансона. Как это было непохоже на гладко причесанное советское кино.

Фильм «Еще раз про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского, подражая эстетике итальянского неореализма, бравировал бросающимся в глаза откровенным пижонством главного героя в исполнении Александра Лазарева с подчеркнуто не эстетской фамилией Евдокимов. Помните? «Вам, наверное, сказали, что у вас загадочная улыбка? Она у вас довольно глуповатая». Для 1968 года смелая реплика. Или же: «Один товарищ называет меня лучшей девушкой Москвы и Московской области. — Он дурак. Вы лучшая девушка в СССР».

Позже Георгий Григорьевич одним из первых задался время от времени возникающим вопросом: «Легко ли быть молодым?» — и экранизировал популярную в советское время пьесу Михаила Рощина «Валентин и Валентина».

Какие чудные роли сыграли там Нина Русланова, Татьяна Доронина, Лариса Удовиченко, Марина Зудина... Настоящий цветник. А еще была «Старшая сестра» с Натальей Теняковой и Татьяной Дорониной. Тоже кино на разрыв аорты. 23 мая мастеру, народному артисту России Георгию Натансону исполнилось 95 лет. Он по–прежнему полон сил. В документальном фильме «Влюбленный в кино» в любви к нему признались все его актрисы. Показали и «Валентина и Валентину» в эти дни.

В фильмах Натансона всегда была хорошая музыка. Писали ее известные композиторы — Александр Флярковский, Евгений Дога и другие. С Шостаковичем Натансону поработать не удалось, а жаль. Мне кажется, они поняли бы друг друга.

В основе любопытнейшего документального очерка «Сотворение Шостаковича» — сценарий близкого друга композитора, консерваторского профессора Исаака Гликмана. Гликман написал сценарий про своего друга еще в 1960–е годы, но фильм так и не был снят. Слишком много претензий оказалось у худсовета студии документальных фильмов.

Гликман спустя некоторое время предпринял вторую попытку, внес все правки, но и эти 64 страницы сценария отправились в чемодан. Только относительно недавно они были извлечены одним из учеников Гликмана после его смерти.

Авторы фильма обратились к этому сценарию в третий раз, понимая, что «Сотворение Шостаковича» — совершенно особый рассказ о композиторе, потому что написан его близким другом. По замыслу Гликмана некоторые эпизоды из жизни Дмитрия Дмитриевича должны были разыграть в кадре профессиональные артисты, и это было новаторством для того времени.

Сохранились протоколы обсуждения худсоветом в 1964 году сценария. Они цитируются в очерке и вносят в повествование некоторый юмористический оттенок: «Шостакович слишком много задумчиво будет смотреть с экрана. Статично сидеть за роялем. Эти статичные моменты не способствуют раскрытию его личности». Или вот еще один: «Работа над фильмом будет осложняться тем, что Шостакович находится среди нас и еще не ушел в историю». В фильме о работе над сценарием вспоминают известные музыковеды и вдова композитора Ирина Шостакович.

Одним из самых харизматичных для меня всегда был и еще один майский юбиляр, космонавт Георгий Гречко. Его 85–летию посвятили фильм–портрет «Траектория судьбы».

Доктор физико–математических наук, участвовавший в создании первого спутника Земли и ракет, Гречко признается, что его сформировала научная фантастика. В частности, в первый полет он отправился с книгой «Трудно быть Богом» братьев Стругацких. Вспоминает, что самая опасная часть космического путешествия — не взлет, а возвращение на землю. Однажды космонавт чуть не погиб именно на этом финальном этапе. Об этом же говорил, имея в виду самолеты, один из героев картины Натансона «Еще раз про любовь» в исполнении Олега Ефремова... Легкой посадки всем пассажирам перед порой отпусков.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 99 (24981). Пятница, 27 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter