Чем были заняты артисты театров, пока культурная жизнь стояла на паузе?

Мужские игры

Настоящему искусству ограничения не помеха. Вынужденный отдых позволил звездам вернуться к любимым хобби — кулинарным, ремесленным и садоводческим. Для народного артиста Беларуси Игоря Артамонова источник вдохновения — авиатехника времен Второй мировой войны. Мало кто знает, но премьер Большого театра много лет занимается стендовым моделированием и даже привозит награды с международных конкурсов. А вот актер Купаловского театра Иван Трус, напротив, больше тяготеет к технике земной — собирает модели танков и автомобилей. Не сидит без дела и коллега Артамонова по сцене артист Большого театра Иван Савенков. Кожаные аксессуары его авторства носят Сергей Шнуров и Борис Гребенщиков.

Первым делом самолеты

В домашней коллекции Игоря Артамонова уже четыре десятка самолетов. Каждый как произведение искусства. Потому что в стендовом моделировании, убежден артист, не бывает мелочей. Иначе как тогда добиться исторической достоверности?


— В основе любой модели — пластиковые детали, которые продаются в большинстве магазинов. Уже на первых этапах сборки моделист начинает совершенствовать макет в зависимости от уровня мастерства. Я для начала скачиваю чертежи из интернета, ищу фотографии реальных прототипов. Все дополнительные детали изготавливаются вручную: от двигателей и проводки до приборов в кабине и привязных ремней. 

Самолетами Игорь Артамонов заболел еще в детстве. Первую модель самостоятельно собрал в 6 лет.

— Почему самолеты? Потому что мое поколение воспитывалось не на покемонах и суперменах, а на героях Великой Отечественной. Мы смотрели фильмы, читали книги — и очень хотелось увидеть настоящую военную технику, потрогать ее руками.

Стендовое моделирование – вторая страсть Игоря Артамонова после балета. 

Считается, что стендовое моделирование как хобби появилось в Великобритании. В годы Второй мировой войны население должно было оповещать противовоздушную оборону о приближающихся немецких самолетах. В помощь гражданам военные изготавливали маленькие модели, которые со временем превратились просто в украшение домов. Игорь Артамонов подсчитывает: на изготовление одного самолета у него уходит около года. 

— Но все зависит от модели. Например, американский бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress я собирал 4 года. Но это потому, что я уже на таком уровне, когда хочется совершенствовать каждую новую модель. Мне интересно пробовать разные материалы и технологии. 

В дни, пока нет спектаклей, свободного времени, которое можно посвятить любимому хобби, у артиста стало намного больше.

— Раньше мог уделить этому только 3 — 4 часа в неделю. А сейчас стараюсь выкроить по 2 — 3 часа вечером каждый день. Со своими моделями ежегодно выезжаю на выставки в Вильнюс, Петербург. В прошлом году впервые ездил на международную выставку-конкурс в Киев. Взял там три приза, в том числе Гран-при.

Сейчас Игорь Артамонов занят сборкой знаменитого британского бомбардировщика Avro Lancaster.

— Достаточно редкий и старый, повезло, что его нашел. Часто привожу модели из Японии, там цены более щадящие. Раньше по случаю заполнял шкаф коробками, но в какой-то момент остановился. Понял, что осталось только где-то купить время, чтобы все это собрать.

Как на ладони

Созданием точных миниатюрных копий боевой техники и оружия балуется на досуге и актер Купаловского театра Иван Трус. Его увлечение «машинками» все оттуда же, из советского детства.



— Как и любой мальчишка, собирал с папой модели танков, самолетов, пулеметных расчетов. Потом вырос, забросил это дело, а лет десять назад попробовал вспомнить, как это было, и неожиданно для себя втянулся.

В отличие от Игоря Артамонова, Иван не относится к своему хобби серьезно. Смеется: моделированием увлекается исключительно «на уровне актера драматического театра»:

— Для меня это в первую очередь отдых от основной работы. Когда что-то клеишь, раскрашиваешь, задействована мелкая моторика рук. Так ты сосредотачиваешься на деталях, концентрируешься — и все мысли о проблемах и заботах куда-то сразу уходят.

Пока Купаловский находился на вынужденных каникулах, актер проводил время с пользой. За два месяца склеил и раскрасил две модели: американский Dodge и советский ЗИС-5В. 

Советский ЗИС-5В первым пополнил домашнюю коллекцию миниатюрных моделей Ивана Труса.

— Старался растягивать удовольствие и не особо спешить. Дочка, правда, все время пыталась помочь — художественными советами по большей части. Когда модели были готовы, я не выдержал и официально представил свое творчество друзьям в Фейсбуке. И сразу куча вопросов: ты это сам? а это как? а где купить детали? Коллекцию пока собирать не планирую. Но кто знает, как дальше пойдет?

Смена кожи

Дизайнерские ботинки, изготовленные Иваном Савенковым.
В изготовлении дизайнерских кожаных аксессуаров — от браслетов и ремешков для часов до ключниц и сумок — Иван Савенков преуспел ничуть не меньше, чем в балете. В 2015 году артист создал свой бренд Brutal Bros. С тех пор украшениями от Савенкова успели обзавестись не только страстные поклонники, но и брутальные звездные рокеры, в числе которых БГ и Сергей Шнуров.

Первый браслет Иван сделал из старого ремня и элементов выключателя. Это украшение до сих пор хранится в коллекциии танцовщика.

— В одном из своих последних интервью Тарковский интересно высказался по поводу творчества: «Человек делает что-то потому, что ему хочется это делать. А уже потом ищет причинно-следственные связи своей деятельности. Или за него это делают другие». Так вот и я изготавливаю аксессуары просто потому, что не могу иначе. Если в голове появляется идея, я не успокоюсь, пока не воплощу ее в жизнь.

Все кожаные изделия на Иване Савенкове — его же авторства и производства.
Первый браслет, который Иван сделал не для себя, а на заказ, уехал в Москву. Покупатель просто написал артисту в одну из социальных сетей. Потом написал еще один человек и еще… Так Савенков понял, что его хобби — это в том числе и надежное финансовое подспорье:

— С каждой вещью работаю индивидуально, как художник над картиной. Не отдаю работу заказчику, пока не пойму, что она именно такая, какой я ее задумал. Поэтому у меня нет потока, все аксессуары изготавливаются под конкретного человека. Некоторые готовы ждать вещь несколько месяцев.

К слову, ценник у артиста далеко не демократичный, а стоимость каждой вещи индивидуальна.

— Объясню: таким образом отсеиваются люди, для которых браслет — это просто кусок кожи на руке. Потому что для ценителей мои браслеты — часть имиджа, желанная вещь, а не спонтанная покупка. Я работаю на качество, а не количество, в каждую вещь вкладывается много сил и энергии. Плюс индивидуальный подход. Я не использую лекал, вся кожа режется вручную на заготовке. Это мой метод, можно даже сказать, авторская наработка. Других таких аксессуаров просто нет.

leonovich@sb.by

Фото из личного архива героев.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter