Нужны ли армейские праздники

Мужские игры

Что ни День ВДВ, то всплеск эмоций ему вдогонку. Одни восхищаются, другие возмущаются. Вот и участники нашего спор–клуба встали по разные стороны: нужны ли вообще профессиональные армейские праздники по признаку родов войск? Если кому–то нужны, то пусть и отмечаются в узком кругу за заборами воинских частей. Или все–таки выносить торжества в публичные места не возбраняется? Может, даже полезно? А к какому мнению склоняются читатели «СБ»? Какие чувства у вас вызывает прыгнувший в фонтан человек в тельняшке и голубом берете в День ВДВ? Раздражает ли вас обилие зеленых фуражек в городе 28 мая? Или, может, наоборот, проникаетесь торжественностью момента и даже немного завидуете, сожалея, что не причастны к касте тех, у кого сегодня праздник? Как всегда, ждем ваши мнения на сайте www.sb.by.



Фонтан без Вольдемара



Людмила ГАБАСОВА
Дима, я, как ты понимаешь, далека от Дня ВДВ. Дед на войне был связистом, отец служил танкистом, муж выпускался как военный психолог. Не в этом суть. И я, конечно, ничего не имею против такого профессионального праздника, который объединяет столько ветеранов элитных войск, настоящих мужчин, в братство. Только вот для меня недавние 2 августа ассоциируются с достаточно анекдотичной картинкой. Дебелая девица в красной, по самое «не могу», мини–юбке, усыпанной пайетками, но в голубом берете и тельняшке тащит к кассе упаковку пива. Поступь нетвердая, зато в глазах — гордый воинственный блеск. Народ расступается...

Скажи, ну почему ни День танкиста, ни День ракетных войск и артиллерии, ни каких–либо других войск не дарит нам столько чудных сообщений из серии «хоть плачь, хоть смейся»? То массовое побоище на Манежной площади в Москве. То «голубой берет» пытается проехать по Красной площади на уборочном тракторе коммунальных служб. То десантники громят овощную палатку. То разносят рынок в Казани или Астрахани. То толпа в тельняшках в Ульяновске отправляется к продуктовой базе «бить приезжих». То на Урале закидывают камнями и палками кафе, хозяева которого отказались бесплатно отдать арбуз. То вот буквально в понедельник мужчина, праздновавший День ВДВ в Каменске–Шахтинском, разбивается, прыгнув со скалы в воду. Очевидцы рассказывают: «Ему кричали, что снимут. Но он был пьяный, никакой, ему все равно». В Бресте десантник лез по водосточным трубам в чужие квартиры. Какое слово ключевое, Дим? Правильно, «пьяный». Трезво не мыслили и многочисленные участники других пошлейших инцидентов, которые тиражируются из года в год. Не припомню, чтобы хоть одно 2 августа обошлось в России без строчки на информационной ленте о задержании десятков (!) подвыпивших бойцов и о возбуждении очередного дела по статье «Хулиганство». Да журналистам–новостникам и особо работать в этот день, похоже, не надо — «десантура» фактуру всегда обеспечит!

А в кавычки я слово «десантура» беру по одной простой причине. Есть у меня твердое убеждение, что всю эту информационную дымовую завесу нагоняют всевозможные псевдо–, недодесантники и люди, чья славная служба — увы, единственный счастливый островок в их горемычной жизни. Есть у меня и живой пример перед глазами — знакомый, который вовсе в армии не был, «откосил». Но исправно таскается на День ВДВ по городу, поет под водочку «Береты», что–то всякий раз новым знакомым складно сочиняя. И уж хлебом не корми — дай прыгнуть 2 августа «Вольдемаром» в фонтан. Типичный Афоня. Так что не будем под него равнять войска специального назначения. Их ветеранам ведь что ни год приходится оправдываться за чужие грехи: мол, настоящие «голубые береты» ксенофобией не страдают, глаза по праздникам до умопомрачения не заливают и в толк не возьмут, откуда пошла традиция купаться в фонтанах. Кстати, в той же очереди, куда тащила свое пиво «десантница» в пайетках, стояли и двое седовласых мужчин. Трезвых. Молчаливых. На ленту положили «чекушку» водки, бутерброды, минералку. «Сегодня ходил куда?» — спросил один. «С утра только на «остров слез» съездил», — тихо ответил второй. И очередь тоже уважительно притихла...

Просвети меня, неразумную, Дмитрий, почему ни врачи, ни учителя, ни социальные работники, ни представители других не менее важных профессий не делают из своего праздника культа? Не гуляют так, что прохожие разбегаются? Не ходят, шатаясь, с бутылкой в руке в святой уверенности, что имеют в этот день какие–то особые божественные права? Потому что 2 августа, как считает мой знакомый–псевдодесантник, — «самый мужской праздник»? А я грешным делом думаю: некоторые мужчины — просто мастаки себе устраивать различные бурные торжества. «Пятница — лучший день недели», «получка — лучший день месяца», уход в отпуск — «лучший день года». Приход из него — худший, и это дело тоже надо непременно отметить. Как и любое мало–мальское событие: именины седьмой воды на киселе, похвалу шефа, покупку нового смартфона, победу любимой команды... В результате в год имеем 9 с лишним литров чистого алкоголя на душу населения, включая младенцев, стариков, язвенников, трезвенников и жен алкоголиков, которых от одного взгляда на винно–водочные стеллажи мутит.

Как мать двоих детей поделюсь с тобой вот еще чем из затаенного. Хотелось бы поменьше всяческой милитаризации. А то телевизор не включи — пальба, на компьютере — стрелялки, весь лифт увешан рекламой магазинов по продаже камуфляжа и приглашениями на лазерные бои. Одно радует: если совсем недавно лучшим подарком маленькому мальчику считался игрушечный пистолет и другие вариации на военную тему, то теперь подруги заказывают наборы фокусов, «Увлекательной химии» или машинки для коллекции. Хотя это не отменяет просмотра хороших военно–патриотических фильмов и вообще воспитания в духе настоящих мужчин. Просто примеры должны быть правильные, за которые никому не будет стыдно.

gabasova@sb.by

Служить бы рад



Дмитрий КРЯТ
Люда, ну ты же лучше меня знаешь, что персонажей, подобных дебелой девице, несложно встретить в любой праздник. И в сугробах порой засыпают не рассчитавшие дозу Деды Морозы. Больницы и «скорая» в ночь с 31 декабря на 1 января работают в особенно интенсивном режиме. Принимают и подмерзших, и побитых, и поскользнувшихся, и ради удали сиганувших с балкона. Так что, нам после этого Новый год отменять?

Давай не будем забывать, что при всеобщей воинской обязанности армия — это вполне адекватный срез общества. По крайней мере, мужской его части. И на службе, и на гражданке есть умудренные опытом, возможно, и боевым, зрелые, суровые мужчины. Они с иронией смотрят на едва дембельнувшихся юнцов, которых необузданный гормон толкает сигать в фонтаны. Со снисходительной по большей части иронией. Поскольку помнят ветераны и свою молодость, когда хотелось показать удаль таким способом, который с высоты лет видится совершенно иначе.

А еще есть армейские традиции. Быть может, не всегда понятные при взгляде со стороны. Сегодня поди разберись, откуда пошла манера плескаться в фонтане на День ВДВ. Но этот обряд, как ни крути, вдруг стал этаким ухарским символом самоидентификации служивших, их принадлежности к десантуре. Армейской, как справедливо считают вэдэвэшники, элите. Примкнувшие непричастные там если и случаются, то очень жалеют об этом, когда их выводят на чистую воду.

Так же справедливо себя ощущают элитой и пограничники в конце мая. У портовых городов перехватывает дыхание от гордости в День ВМФ. И День танкиста, скажу тебе, отмечается имеющими отношение с должным размахом. По крайней мере, отмечался в пору моего детства, проведенного в дальневосточном гарнизоне, где квартировалась танковая дивизия. Даже мы, пацаны, твердо знали, что черные танкистские петлицы — это круто, и с пренебрежением поглядывали на наезжавших время от времени из округа проверяющих — краснопогонников.

Это я к тому, что профессиональные армейские праздники — очень эффективный инструмент морально–психологического воспитания и поднятия боевого духа. Именно в такие дни особенно остро ощущается гордость за принадлежность к тому или иному роду войск. И это важно, чтобы представитель каждой воинской специальности чувствовал свою исключительность. Я совсем не против, чтобы в День медработника парады устраивали врачи и медсестры. Даже — за. Они тоже, вне всякого сомнения, достойны себя показать. Это можно. А в отношении армии, убежден, еще и крайне необходимо. Потому как боец–ракетчик без гордости за свою кастовую принадлежность — и не боец вовсе. Будет сидеть себе в унынии на точке, поглядывая с завистью на десант, так и проворонит воздушную атаку. Своей боевой работой надо дорожить, гордиться ею, любить ее. В этом залог боевого духа и высокой боеготовности. И армейские профессиональные праздники, если хочешь, квинтэссенция этой любви.

Другое дело, нехорошо, когда искреннее торжество перерастает в бесконтрольный шабаш. Не каждому понравится, если здоровенный мужик с боевым ором разбивает о свою голову бутылку в детском парке. Конечно, нам нужно думать, как армейскую традицию развернуть так, чтобы выглядела полезной со всех сторон. Поделюсь с тобой воспоминанием о ритуале из моего суворовского отрочества. Шла тогда этакая негласная борьба с кадетством. Ну какие могут быть старорежимные кадеты в Советской Армии? В своем же кругу назваться так мог далеко не каждый. По крайней мере, в нашем Уссурийском СВУ. В одну из летних ночей после первого курса надо было взбежать на самую высокую и крутую сопку, выкурить там сигарету (запрещенную под страхом отчисления) и вернуться до подъема на свое место в казарме. Офицеры–воспитатели, их помощники и привлеченные солдаты из взвода обеспечения вставали стеной, отлавливая бегунов. Задачу традиции выполняли не все, что добавляло очки к статусу тем, кому удалось, и вело к расслоению коллектива на кадетов и некадетов. Кому польза? А если бы испытание узаконили, усложнили, исключив, разумеется, курево? Да пацаны бы год не жалели пота и сил, тренируясь и готовясь к посвящению. Выгода и для духа, и для тела, и в целом для армии.

Так и с Днем ВДВ, пограничника и прочих родов войск. Пусть соберутся в заранее согласованном месте, хоть бы там был и водоем для купания или даже фонтан. Или пусть скинутся и построят себе этот ритуальный фонтан по собственному проекту. Здесь свое авторитетное слово стоило бы сказать старшим, ветеранам ВДВ. Но мальчишки должны видеть живых бойцов в тельняшках. Застывшие фигуры на параде — тоже хорошо. Красиво. Но фундаментально и недоступно. С ними не поговоришь. А тут прошел настоящий дЕсант или погранец. Он расскажет, как учился Родину защищать, теперь умеет и этим гордится. Какая же это милитаризация? Очень мощный инструмент нормального военно–патриотического воспитания, о котором ты говоришь. Живой пример. И он необходим до тех пор, пока стране нужна армия. С тем, что она нужна, ты же не станешь спорить?

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 150 (25032). Суббота, 6 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter