Учитель начальных классов Валерий Станчик: Детям нужно внимание обоих родителей

Мужчины с букварями

Второй раз в первый класс — это про меня. 1-й «Б» средней школы № 6 города Жодино. Последняя парта, впереди 13 мальчишек, 11 девчонок, наставник учит нас читать. Обычный вроде бы урок, если бы не одно «но». Педагога зовут Валерий Тадеушевич Станчик, он один из немногих в стране мужчин — учителей начальных классов.     

Звонок на перемену, учитель интересуется: «Вопросы есть?» — «Да!» — поднимаю руку. И пока первоклашки отдыхают, мы беседуем. 

— Учителем мечтал стать с детства, правда, вести хотел немецкий. Но после школы так сложилось, что подал документы на младшие классы, — рассказывает собеседник. — Потом окончил еще и геофак. В 1988-м с женой переехали в Жодино. Пришел в отдел образования, предъявил два диплома, мне говорят: «О географии и не мечтайте, у нас 15 человек на очереди». Отвечаю: «Ладно, подожду». Мне: «Ну хорошо, заходите тогда лет через 30». Так я и стал учителем начальных классов. И вот веришь, ни разу не пожалел.

Сейчас Валерию Тадеушевичу чуть за 50, в Жодино он уже выпустил семь классов. Чтобы описать его, достаточно двух слов — улыбчивый добряк. «Вообще, я строгий и прикрикнуть могу, — не соглашается. — Но с детьми стараюсь быть на равных. Специально много мультиков смотрю. Хотя современные не люблю и малышам об этом открыто говорю. Ну что интересного, объясни, в «Симпсонах»?! А вот как-то принес своим выпускникам «Серую шейку», три раза на одном дыхании пересмотрели. До сих пор не понимаю, как они дожили до 4-го класса и эту сказку не видели».

Перемены у первоклашек большие — 30 минут. Раз за разом они подходят к учителю то обняться, то игрушку показать, то по голове просят погладить. В общем, преподаватель для них мама, папа, дедушка и бабушка — так они к нему, кстати, порой и обращаются. А случается, и директором зовут. «Мужчину на своих этажах они почему-то воспринимают как главного, — смеется Валерий Тадеушевич. — Поэтому я нашего Сергея Михайловича (директора. — Прим. авт.) прошу чаще на уроки заходить, чтобы дети не путали». 


Больше всего возле учителя, конечно, крутятся мальчишки. И сейчас они не отстают от него с вопросами. Станчик говорит, что этот факт легко объясним. Разводов стало больше, ребятам не хватает отцовского внимания, вот они и тянутся к учителю-мужчине. «Всегда повторяю: детям нужно внимание обоих родителей, — подчеркивает он. — Хотя последние лет пять чувствуется, семьи крепнут. У половины детей на собрания теперь приходят и папа, и мама».

Пока Валерий Тадеушевич рассказывает, рассматриваю его кабинет. На доске — цифры, на подоконнике — цветы. И тут вопрос: «А чем урок у мужчины — учителя начальных классов отличается от занятия у учительницы?» — «Если честно, особой разницы нет, главное — детей любить», — отвечает.


Ребята это чувствуют. Может, поэтому и обращаются к преподавателю с необычными вопросами. Вот что, например, спрашивает Саша, делать, если ему нравится Маша. Но в столовую Маша ходит с Дашей?.. 

— Валерий Тадеушевич, у меня вопрос, — в дверях появляется молодой человек с журналом под мышкой. Замечает, что Станчик занят, собирается уходить.

— Знакомься, Павел Васильевич Ильинский, учитель 1-го «Е» — молодая, так сказать, смена, — представляет коллегу собеседник. — Пришел к нам в этом году, так что теперь нас, мужчин — учителей начальных классов, в городе двое.  

У меня легкий шок. Слово за Павлом Васильевичем: «Вот примерно так же смотрели родители, когда им представили меня на собрании. Хотя сначала такое выражение лица было у меня, когда в отделе образования сообщили: будете у нас вторым в начальной школе мужчиной».

Станчик признается, к нему тоже не сразу привыкли. Года через два. Причем для родителей такой вот педагог оказался большим нонсенсом, чем для детей. Зато теперь желающих отдать своего ребенка к нему — очередь. 

— За 15 последних лет ни одного мужчину в своей группе на курсах по переподготовке не встретил, — продолжает Валерий Тадеушевич. — Обычно, только появляюсь на первом занятии, женщины с порога: «Вам не сюда, физики и историки в другой аудитории». А пару лет назад пришел в Институт развития защищаться, а мне: «Работа хорошая, читали. Лучше расскажите, как вас в начальную школу-то занесло». 

Этот же вопрос адресую Ильинскому. Ответ следующий: мама, папа, сестра — учителя. «Заметил, кстати, дети мужчин больше слушаются», — подчеркивает Павел Васильевич. 

— А как найти общий язык с такими учениками?

— Понятия не имею, — пожимает плечами молодой наставник. — Но я с детства с малышами ладил. И после отработки в школе собираюсь остаться. Хотя знаете, 1 сентября на первом уроке у меня мальчик встал и чуть не плачет: «Я так надеялся, что нас женщина учить будет». Мы с родителями переглянулись. А назавтра слышал, как он девочке из параллельного класса хвастался: «А у нас вообще-то учитель — мужчина».  


— У меня момент поинтереснее был, — дополняет коллегу более опытный преподаватель. — Есть у нас тест, когда детям нужно нарисовать себя, семью и учителя, так отношение малыша к этим людям проявляется. И вот однажды девять детей изобразили меня в короне. Я испугался, бегом к психологу: объясни, говорю, это же, наверное, плохо. Она спокойно: «Ты что? Это просто дети тебя любят».

Цифры

По данным Белстата, в 2014/15 учебном году в начальной школе работало 22 029 учителей, в том числе руководителей. Мужчин среди них всего 0,5%, а это 110 человек.

Несколько одинаковых вопросов, которые мы задали Валерию Тадеушевичу (В.Т.) и Павлу Васильевичу (П.В.) по отдельности

— Представьте, вам дали класс — одни девочки. Приходите на первый урок — ваша реакция?

В.Т.: Я же двух дочек вырастил, справлюсь. Даже косички умею плести и бантики завязывать. 

П.В.: Ну и хорошо, девочки же спокойнее мальчишек.

— Если ребенок в 25-й раз подойдет с вопросом: почему небо голубое, — как отреагируете?

В.Т.: Любознательность — качество хорошее. У меня девочка училась, думаю, будущий биолог. За жучками-червяками все время наблюдала. Собирала их, разводила, кормила. Так к зиме, когда ее живность засыпала, у нее всегда вопросы: «А почему они умерли?» Они спят, говорю. «А почему они спят, если они у меня живут, а не на улице?» И так бесконечно.

П.В.: В 25-й раз отвечу. Это не так сложно, как, например, объяснять теорию относительности Эйнштейна, которая моих первоклашек почему-то тоже очень интересует.

panteleeva_katya@mail.ru


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter