«Муж не будет спасать жену-пьяницу. Он уйдет...»

ЖЕНЩИНА-МАТЬ, хранительница домашнего очага, опора для мужа... Все эти определения для женщин, страдающих алкогольной зависимостью, смыла «горькая». Полотно их судьбы изваляно в грязи и изорвано собственными руками. Многие хотят обрести прежнюю жизнь, вернуть здоровье, мужа, нормальную семью, детей, но сделать это бывает порой очень непросто. О женском алкоголизме и его особенностях мы сегодня беседуем с главным врачом Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Людмилой АНДРЕЕВОЙ.

Не бывает женского бронхита, тонзиллита, аппендицита и артрита... Но женский алкоголизм есть

ЖЕНЩИНА-МАТЬ, хранительница домашнего очага, опора для мужа... Все эти определения для женщин, страдающих алкогольной зависимостью, смыла «горькая». Полотно их судьбы изваляно в грязи и изорвано собственными руками. Многие хотят обрести прежнюю жизнь, вернуть здоровье, мужа, нормальную семью, детей, но сделать это бывает порой очень непросто. О женском алкоголизме и его особенностях мы сегодня беседуем с главным врачом Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Людмилой АНДРЕЕВОЙ.

— Людмила Анатольевна, в чем коренное отличие женского алкоголизма от мужского?

— Женский алкоголизм формируется, к сожалению, гораздо быстрее, чем мужской. Если представителю сильного пола необходимо десять—пятнадцать лет, чтобы стать алкоголиком (если это, конечно, не третье и не четвертое поколение алкоголиков), то представительнице слабого пола бывает достаточно двух-трех лет, чтобы этот диагноз за ней закрепился.

Женский алкоголизм более сложный. Он приводит к большему изменению структуры личности. Пьяный мужчина в костюме? Ну что ж, понять можно — он идет с праздника. А если женщина? Ее поведение осудят. Соответственно, женщина старается утаивать, маскировать свои проблемы и пристрастие к спиртному. Я бы сказала, что весь период формирования алкоголизма у нее идет по хитро-увертливому пути. В результате происходят и изменения личности по этому типу — она становится лживой, скрытной. Специалистам-наркологам с ними куда сложнее работать, чем с мужчинами. Те, если с чем-то не соглашаются, тут же дают понять это. А женщине проще кивнуть в знак согласия головой, но при этом остаться при своем мнении. Далее — особенность женского организма в том, что те дозы, которые допустимы для мужчин, нужно уменьшать в два раза. Ведь у женщин ферментный уровень печени для переработки алкоголя в два раза ниже, чем у сильного пола.

— Как складывается судьба пьющей?

— Жизнь алкоголичек во многом схожа. Как правило, мужья их бросают, причем достаточно рано. Мужчина не будет тянуть больную жену. Он знает, что устроит свою жизнь в любой момент. Таким образом женщины остаются без поддержки — исчезает человек, который бы мог ей помочь. Она продолжает выпивать дома сама, и уже никто не просит ее одуматься... Интересный факт — из десяти семей, где пьют девять мужчин, уходит одна женщина. А из десяти семей, где пьют девять женщин, уходят девять мужчин.

— А если в семье дети?

— Не зря в народе говорят: когда в семье пьет отец — изба горит с одного угла, а когда мать — со всех четырех. Для всей семьи это настоящая трагедия. Дети, когда отец уходит, зачастую остаются с мамой. И есть большой риск, что они в будущем пойдут по ее дорожке. Представьте, что они видят изо дня в день? На их «картине мира» не запечатлевается никакой другой схемы поведения. Кроме генетической, наследуется еще и склонность нервной системы к алкоголю. Пример. Курица клюет зерно, а цыплята все за ней повторяют бессознательно. То же происходит и с людьми.

— Людмила Анатольевна, что чаще всего подталкивает прекрасный пол к алкоголю?

— Говорят, что женщины сначала впадают в депрессию, а потом пьют. Мужчины наоборот — сначала пьют, а потом впадают в депрессию. Как правило, женщина начинает пить на фоне каких-то событий. Если, конечно, она не растет в семье, где это принято и считается нормой жизни... Затем мотивация выхода из зависимости у мужчин и женщин разная. У женщины — внутренняя мотивация. Для нее потеря семьи, пожалуй, самый существенный момент. Причем потеря работы абсолютно не важна. Я очень мало видела женщин, которые бы приходили и просили справку о кодировании для руководства на работе. Потеря работы — для нее не повод бросить пить, а вот если назревает ситуация, что муж может уйти, она может потерять детей, — начинает действовать. Да и выздоравливает слабый пол тяжелее, чем сильный (в нем присутствует здоровый эгоизм).

Для мужчины, наоборот, при желании излечиться именно внешняя мотивация — вот что на первом месте. Он переживает, как выглядит в роли героя-добытчика в глазах  общества. Увы, зачастую развод для мужчины-алкоголика не повод расстаться с бутылкой. Но бывает и так, что на работе начальство и коллеги обращают внимание на его вредную привычку, делают замечания — он принимает это как удар по имиджу, по самолюбию. Иногда это помогает человеку признать свою болезнь и заняться лечением.

— Можно ли сказать, что сельчанки пьют больше, нежели горожанки?

— А давайте посмотрим статистику. У нас в Минской области на всех видах диспансерного учета в первом полугодии находилось примерно 27,5 тысячи человек. Их них 15,5 — сельские жители. Женщин среди них — 3200.

— Но ведь сельчанки, казалось бы, больше загружены работой: хозяйство, и детей больше, чем у городских.

— У сельской женщины меньше радостей в жизни, тяжелый труд. К сожалению, бутылка для некоторых деревенских жительниц становится одним из видов досуга по вечерам. С чего все начинается? Иногда деревенская женщина начинает выпивать с мужем из «благих побуждений» — чтобы он никуда не шел, а был у нее на глазах, дома. Для мужчины, действительно, такое поведение более безопасно: с закуской, дома. А женщина начинает потом пить чаще, чем ее супруг.

— Какие физиологические изменения в женском организме вызывает алкоголь?

— В физическом, как и в психологическом, плане женский организм не приспособлен к тому, чтобы перерабатывать алкоголь. Под его воздействием в женском организме начинает вырабатываться мужской половой гормон — тестостерон. Как следствие — атрофия яичников, перестает вырабатываться эстроген. Кожа огрубевает и утолщается, становится более пористой. Происходит перераспределение жировых отложений. Фигура меняется и начинает напоминать мужскую — сглаживается талия, появляется небольшой живот, уходит жир с груди и бедер. То же происходит и с голосом — он становится низким и грубым, под воздействием того же тестостерона он начинает ломаться, как у мальчиков-подростков, а голосовые связки утолщаются. Соответственно, и на все остальные органы у женщин алкоголь токсически действует гораздо быстрее, чем у мужчин.

— Какие ошибки могут допускать мужья или близкие алкоголичек, когда вроде бы стараются спасти пьющую?

— Вроде бы! Он тащит. Но это превращается со временем в игру, где он то  жертва, то спаситель, то преследователь. Самое опасное — это житие через другого человека, стирание ощущения своих границ. Это созависимые, которые фактически являются зеркалом алкоголика. Проще работать, достигать контакта и понимания с самим пациентом. И очень сложно работать с семьей. Пациенту все расскажешь, мотивируешь. Если начинаем достаточно активно вовлекать в процесс этот семью, делать это надо очень осторожно. Когда начинаешь родственникам говорить о созависимости, о том, что проблема не в одном пьющем человеке, а во всей семье, им это не нравится и нередко вызывает возмущение.

У мужчины, жена которого пьет, чаще всего бывает занижена самооценка. Любому человеку хочется расти и быть выше. Есть два пути — выращивать себя в духовном плане, развиваться. Растет душа — уходят и проблемы, а если человек не задумывается над этими вещами — ему все равно хочется быть выше. И в тот момент, когда он воспитывает алкоголика, ему кажется, что он «самовозвышается»! Многие ставят перед близкими только одну цель — трезвость. А это ничто. Обычно в таких семьях нет взаимопонимания, у них отсутствуют удовольствия в жизни. Такие супруги, даже после лечения, зачастую по-прежнему не имеют общих интересов, не отдыхают вместе.

— Людмила Анатольевна, правда ли, что пациенты к вам на лечение должны прийти по собственному желанию, а инициатива знакомых и близких здесь может только навредить?

— Они просто должны к нам прийти. Их надо убедить. Для нас важно, чтобы пациент пришел, и не важно, какой будет мотивация.

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter