Музею — от чекистов

Сотни предметов украсили экспозиции благодаря гродненским чекистам

Сотни ценных предметов старины и искусства украсили экспозиции  благодаря работе сотрудников УКГБ по Гродненской области

Этой музейной экспозиции могло бы и не быть, если бы не четкая работа правоохранительных органов: управления Комитета государственной безопасности по Гродненской области и Гродненской региональной таможни. Не прояви они бдительность – и картины, иконы, старинные вазы, блюда, книги и многие другие ценные вещи бесследно растворились бы за рубежами Беларуси, осев в большинстве своем в закрытых для обозрения частных коллекциях.

Но этого не случилось. Благодаря профессионализму людей в погонах, защищающих интересы государства, сотни экспонатов пополнили фонды белорусских музеев. Лучшие же из них выставлены в музейных залах и ежедневно открыты для посетителей.

В Гродненском государственном историко-археологическом музее таким произведениям искусства отданы два зала – здесь создана экспозиция «Спасенные ценности», в которой нашли свое место по-настоящему интересные артефакты, переданные правоохранителями.

Недавно коллекция ГГИАМ пополнилась очередным экспонатом – охотничьим двухствольным ружьем XIX века, произведенным на крупнейшей в Австро-Венгрии оружейной фабрике Иоганна Петерлонго. Изделие известной фирмы, существовавшей с 1850-х по 1970-е годы, передали сотрудники управления КГБ по Гродненской области. Оно попало в их поле зрения после того, как житель областного центра выразил намерение продать вещь в зарубежную частную коллекцию. Чекистам удалось склонить владельца к добровольной выдаче ружья и сохранить его в Беларуси.

Принимая подарок из рук начальника управления КГБ по Гродненской области генерал-майора Ивана Коржа, директор музея Юрий Китурко (на снимке) рассказал о предстоящей судьбе нового экспоната. Он пополнит оружейную коллекцию ГГИАМ, которая является одной из самых богатых в Беларуси. В перспективе на ее основе планируется создание филиала музея — «Королевская охота», рассказывающего о древних традициях Гродненщины, где, как известно, располагались обширные охотничьи угодья монархов Речи Посполитой и ВКЛ.

Экспозицию «Спасенные ценности» также украшают предметы искусства, в разное время обнаруженные и оставшиеся в Беларуси благодаря работе органов государственной безопасности. Среди них – немало по-настоящему бесценных вещей, «бренды» которых знамениты повсюду в мире. К примеру, уникальное декоративное блюдо фирмы Фаберже, созданное в 1890-х годах одним из лучших мастеров-серебряников компании Юлием Рапопортом. Это своеобразная коллекция медалей времен Александра II, посвященных губернским сельскохозяйственным выставкам и юбилеям. Пять таких позолоченных медалей с атрибутами сельского хозяйства, гербами Российской империи, изображениями Екатерины II и Александра II вмонтированы в днище сувенира.

Клейма известнейшего Мейсенского фарфора имеют две декоративные вазы первой половины XIX столетия – «Девушка, играющая на лире» и «Охотники на привале».

Знакомыми поклонникам искусства именами изобилует и живописная часть коллекции, попавшей в музей с подачи чекистов. В первую очередь это, конечно же, пейзаж «Морской прибой», предположительно принадлежащий кисти Исаака Левитана, и сходная по тематике работа «Наладка парусника» его современника Льва Лагорио.

Не менее интересная вещь – кустодиевская «Масленица» – авторский эскиз к одному из наиболее значительных произведений знаменитого русского автора начала прошлого века, написанный им в 1915 году. В этом же ряду – «Натюрморт» Натальи Гончаровой, одной из создателей российского примитивизма и так называемого лучизма – первого опыта декоративного абстракционизма в России. Позже, уже живя в Париже, эта художница занималась оформлением спектаклей дягилевского балета.

Особое место в экспозиции занимает масштабная икона «Воскресение – Сошествие в ад» с пятью изображениями Христа в центральной части и сюжетами главных христианских праздников на восемнадцати клеймах.

Каждый из этих особенных предметов попал в музей своим путем, за каждым тянется собственная и, к сожалению, в определенный период вышедшая за рамки правового поля история. Такая, к примеру, как у того самого блюда фирмы Фаберже, которую нам поведали в пресс-службе УКГБ по Гродненской области:

— Раритет был обнаружен в 1992 году на пограничном ПТО «Гродно» при задержании проводницы поезда Санкт-Петербург – Варшава – Берлин при попытке контрабанды в крупных размерах. В шкафу для посуды, рундуке для белья, багажной нише в купе отдыха проводников она умудрилась спрятать десятки ценных вещей: 13 картин, 4 иконы, золотые часы, инкрустированные бриллиантами, золотые и серебряные портсигары, шесть антикварных книг и альбомов, многое другое. Для оценки находок была создана специальная экспертная комиссия, после чего они отправились в фонды различных музеев Беларуси. В Гродненский историко-археологический попало серебряное сувенирное блюдо весом более 2,3 килограмма – то самое произведение Фаберже.

Благодаря чекистам вернулись к легальной жизни и стали доступны широкой публике сотни произведений искусства, исторических и культурных ценностей, которым нарушители закона готовили иную судьбу.

А самый, пожалуй, яркий случай в деле сохранения историко-культурного наследия с участием сотрудников управления КГБ по Гродненской области произошел в феврале 2008 года. Тогда им удалось вернуть Гродненскому историко-археологическому музею один из главных его символов, изображение которого украшало многочисленные буклеты. Речь идет о маленькой, но бесценной шахматной фигурке ладьи времен Киевской Руси XII века, похищенной в 2004 году. Именно чекисты предотвратили попытку продажи древности, задержав молодого гродненца, который оценил уникальную вещь в 2 миллиона белорусских рублей.

Символ вернулся в музей, а чекисты продолжили свою работу, результатами которой становятся новые пополнения музейных коллекций.

Фото: Лилия НОВИЦКАЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter