Музейный брэнд

Чтобы «продать» искусство, его надо уметь подать
Чтобы «продать» искусство, его надо уметь подать

Национальный художественный музей наконец–то решил избавиться от прежних «чеков», выдававшихся здесь в качестве входных билетов. С сегодняшнего дня вместо них посетителям будут вручать красочный мини–проспект ближайших выставок, дающий право как на вход в музейные залы, так и на участие в конкурсах и лотереях, которые музей собирается проводить. Новый билет вполне можно назвать произведением отечественного дизайнерского искусства: как–никак его окончательный вид определили в результате профессионального конкурса и с учетом мнений посетителей интернет–сайта Национального художественного музея, где были размещены почти два десятка образцов. Пожалуй, по сравнению с входным билетом в Третьяковку или в не менее известный ГМИИ им. Пушкина наш вариант выглядит на порядок выразительнее (за счет более качественной полиграфии). Хотя все же проигрывает в оригинальности знаковым музеям Европы.

Казалось бы, мелочь — входной билет. На самом же деле мелочей не бывает. Искусству выгодно иметь состоятельных почитателей. А состоятельная публика требует, чтобы все было подано и «упаковано» соответствующим образом.

Нынешнее общество вообще воспитывает нас с вами потребителями, в том числе и таких абстрактных вещей, как образ жизни, здоровье, искусство, наконец, которому «пиар» сегодня необходим не менее остро, чем, скажем, банке кетчупа.

В нашей стране, как и у соседей–россиян, сейчас довольно быстро формируется так называемый «средний класс». Слой довольно образованный, но вместе с тем изрядно «попсовый», живо реагирующий на всевозможные симпатичные упаковки и мелкие уловки рекламных менеджеров в виде того же «билетика на память». Об этой «попсовости», кстати, свидетельствует и то, что приз зрительских симпатий — читай: пользователей Интернета — достался «экстремальному» варианту билета в Национальный художественный музей, оформленному в точности как купюра Национального банка Беларуси. В Минске этот «средний класс» уже крепко уяснил, что ходить в кино и театр культурному человеку необходимо, тем более что к услугам — и кинотеатры, оснащенные по последнему слову техники, и самые шумные мировые кинопремьеры, позволяющие поддерживать ощущение собственной успешности. Быть театралом — и вовсе в славянской традиции... Если же еще посещение выставок и музеев будет интерпретироваться этими людьми как важное событие, станет престижным, необходимым для удовлетворения чувства статусной принадлежности к элите — все у нас получится.

Правда, на это потребуется не один год — устойчивый интерес к брэнду музея или галереи формируется не в одночасье. Но Национальный художественный музей всерьез озаботился собственным «пиаром» — возобновил музыкальные вечера, занялся раскруткой своих выставок в СМИ и на ТВ. Теперь вот объявил, что намерен проводить дизайнерский конкурс на эксклюзивный входной билет ежегодно. Действительно, мир настолько разнообразен, что искусство не всегда само по себе попадает в сферу внимания современного человека. Но Национальному художественному музею есть что показать, и здесь вам скажут, что в борьбе за посетителя все методы хороши.

Хотя считать, что высокое искусство и рыночный «пиар» несовместимы — бесспорно, спокойнее. Но на эту тему хорошо рассуждает тот, кто по меньшей мере теоретически знает, что это такое — высокое искусство. Пока же идет простая борьба за зрителя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter