Музей закрыт.

Да здравствует музей!
Да здравствует музей!

«Сходить в музей раз в год, как на могилу...» Не спорю, музейное дело в XXI веке втянуто в дьявольское соперничество с поп–культурой и борьбу за человеческие души, увы, пока проигрывает. Зритель ныне испорчен дурновкусием, развращен яркими журналами и другими доступными зрелищами. А для того чтобы «увидеть» Бялыницкого–Бирулю, скажем, надо не день и не два посещать хорошие выставки живописи, глаз настраивать. Только тогда нечто откроется... Вы заметили, в настоящих музеях пустынно (не пусто, ощутите разницу)... Но культ XXI века — это массовость. Хорошо там, где — стадионы, где — толпа, где — стаи. Все, что не растиражировано, не размножено, вызывает отторжение, скуку, лень. Тишины, как и элитарности, боятся, наверное, потому, что собственная пустая голова начинает в ней предательски явно звенеть... Впрочем, я, кажется, завожусь. «Живая жизнь», как всегда, и многограннее, и мудрее. Вот и Национальный художественный музей расширяет свои площади. Думаю, что это настоящее хорошее событие. «Пристройка», этот матерый советский долгострой, уже сдан в эксплуатацию, и через два месяца планируется открытие всего обновленного (вместе со старым зданием) музейного комплекса. Сейчас идет создание новой экспозиции. Ее площадь по сравнению со старыми залами увеличивается в 10 раз. Открыли наконец запасники! Старые художники не чаяли дожить до новоселья. Ведь музей десятилетиями делал закупки и... складировал белорусское искусство в хранилищах. В последние 20 лет сложилась чудовищная ситуация: в столице отсутствовала полноценная экспозиция национального искусства! (Частные галереи не в счет, там все–таки много коммерческого...) Но вот–таки доплыли. В новом здании музея белорусскому искусству XX века будет отведено — я подсчитала — 1.190 квадратных метров. «Мало!» — ворчат художники. Но это теперь все–таки от радости. Ведь есть порох в пороховницах. Посмотрите, какими картинами, барельефами, скульптурой украшена новая Национальная библиотека, — и это все дело рук наших соотечественников. Есть, есть что показать городу и миру.

Конечно, надо отдавать себе отчет, что наш Национальный художественный — это не брэнд с мировым именем. И даже если завтра присвоить ему звонкое имя первого белорусского художника–конструктивиста начала XX века Язепа Дроздовича или имя первого директора–собирателя Елены Аладовой, его слава не облетит весь мир: музеи долго строятся, еще дольше создаются мифы о них, а о деньгах, в два предыдущих пункта вложенных, я и не говорю. Поэтому давайте радоваться тому, что есть. Тем более когда поздней осенью вы придете в новые залы (день официального открытия планируется на 15 октября), я почти уверена, что душа ваша уязвлена не будет. Архитектор Белянкин создал красивый проект. А споры вокруг него? Так да здравствуют споры! Мертвая тишина бывает только на кладбище.

Заместителя директора музея Надежду Усову я застала на днях в ее кабинете за любопытным для ее ранга — заместитель по науке! — занятием. Почтенная Надежда Михайловна сидела за компьютером и выбирала новые стулья для смотрительниц. «Этот — слишком рокайльный, а этот — чересчур офисный...» — говорила она, рассматривая на мониторе различные предложения торговых фирм. Усова уже давно «в теме»: до этого месяцами, что называется, плотно общалась с прорабом Раисой. «Какой решили колер, Михална?» — строго вопрошала начальница стройки по утрам. И медлить с колером не разрешалось ни минуты. Музей нанял известного дизайнера Елену Матросову. Но иногда требовался более узкий специалист — музейный дизайнер. Таких в Минске, оказывается, пока нет. Замдиректора Усова с коллегами почти освоила и эту профессию: по крайней мере, белыми, уверяют, стены под экспозицией не останутся, это теперь не модно. «Пристройка», кстати, «нашпигована» электроникой: в залах есть обеспыливание, климат–контроль, уникальное освещение. Видеонаблюдение, само собой. Создается мультимедийная информационная зона, где можно будет пройтись по виртуальным выставкам, — услада для поколения «next». Самым серьезным образом обдумываются рекреационные зоны, а проще — места для отдыха посетителей. Установлено: помнятся только те картины (и даже фамилии автора!), перед которыми можно посидеть.

— У меня, наверное, испортился характер, — вздыхает Надежда Михайловна. — За последние 2 года я научилась придираться, причем страстно, отчаянно! В залы нужны перегородки. Покупать за границей денег нет. «Чтобы не хуже немецких!» — стояла я над душой отечественных мастеров. Потребовалось внутривитринное оборудование (для серебра, фарфора), а английские «держалочки» — 15 евро штука. Тоже заказали своим. И тоже пришлось попить их кровушки, чтобы выполнили безукоризненно, идеально.

Но новое здание архитектора Белянкина («пристройки», если по–народному) — не последний этап возрождения старого музея, созданного в 1957–м архитектором Баклановым. Кстати, немного истории. Ученик Лангбарда, последователь ленинградской школы, Бакланов предложил когда–то властям сделать здание музея в Минске величественным, как Румянцевский дом в Москве. Этот проект ЦК не одобрил — княжеский вкус покоробил, он не укладывался в партийное сознание. Бакланов построил то, что построил. Добротно. Но без размаха. Теперь давно пришло время расширяться. Поэтому отреставрируется и надстроится соседнее (по ул. Ленина, 22) здание, где сегодня размещается администрация. Также преобразится и дом за углом по улице Кирова, 25 (там тоже сейчас кабинеты сотрудников). Все четыре здания в итоге соединятся галереями и площадь экспозиции расширится еще на 10 залов. Проект уже создан архитектором Бубновским. А еще чуть позже на улице Карла Маркса никогда не будет дождя — она накроется стеклянным куполом. Под музеем построится подземный гараж, так что, приезжая на авто, мы будем ходить в музейные залы на шпильках и в лодочках круглый год — и сами, как экспонаты суперсовременной цивилизации, не ведающие перепадов климата, фаст–фуда и низких зрелищ, будем питаться лишь чистым искусством. В конце концов, не самая худшая перспектива...

...А за окном реклама назойливо пропагандировала гламур.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter