Музей "с пушкой" постарел на полвека

Вместо 1957 года датой своего рождения там отныне считают 1908-й, когда был основан музей Минского церковно-археологического общества, который, по сути, и стал прародителем нынешнего Национального музея истории и культуры.
Вместо 1957 года датой своего рождения там отныне считают 1908-й, когда был основан музей Минского церковно-археологического общества, который, по сути, и стал прародителем нынешнего Национального музея истории и культуры. Такую гипотезу знатоки старины впервые выдвинули в прошлом году, открывая первую выставку из серии "У пошуках страчанага", где были показаны экспонаты из того, первого, собрания.

А укрепились музейщики в этой мысли окончательно нынешней весной, когда подготовили очередную экспозицию о Белорусском государственном музее в 20-е годы. "Главная идея - продемонстрировать преемственность, доказать, что у музея прочный фундамент, за спиной - традиции. Выявить то, что полвека таилось за стеной молчания", - говорит Наталья Мартынова, автор выставки.

Тайн и впрямь немало. Как попали в Минск редчайшие приборы XVIII века для чаепития из Китая? На каком дереве висела золоченая табличка в память посещения Екатериной Второй Пропойска: "При отъезде Императрица изволила сказать: "Если б теперь была весна, я посадила бы здесь молодое дерево на память хозяину, но при восьми градусах мороза я вырежу на этой липе только день моего пребывания"?

Оказывается, подобные диковинки в 20-е годы текли сюда рекой из провинциальных местечек и национализированных имений. Под руководством неутомимого Вацлава Ластовского, человека-легенды, Белорусский государственный музей в Минске мог посоревноваться даже с прославленным Белорусским музеем имени Ивана Луцкевича в Вильно. Здесь вмещалась богатая и многоликая история страны. А в период воинствующего атеизма сюда даже приходили поклоняться церковным реликвиям. Студенты-романтики восхищались рыцарскими латами. Целая комната была выделена под еврейский отдел. И многое до сих пор цело. Несмотря на 30-е годы, на войну. Взгляните на сохранившиеся фотографии Льва Дашкевича: вот она, медная чаша XVIII века, - на карточке, и живая - перед нами. И олень работы итальянца Ратини - здесь же.

В 1944 году музей был вывезен фашистами на Запад. Совсем чуть-чуть не дождавшиеся освобождения республики экспонаты, аккуратно сложенные в ящики, погруженные в вагоны, отправились сначала в восточнопрусский Инстербург, затем в баварский замок Гехштадт. Чтобы неожиданно для всех в 1947-м возвратиться в Минск - 182 ящика в двух вагонах. Старопечатные и рукописные книги, редчайшие фотографии, полсотни портретов из коллекции князей Радзивиллов, иконы, оружие, работы отечественных и русских художников XIX - XX веков. Дальнейшая судьба этих предметов - тема следующей выставки, которая откроется через год.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter