Музей нашей молодости

Музей современной белорусской государственности стал частью рабочей резиденции Президента на Карла Маркса, 38...

Пожалуй, более интересного похода в музей у меня еще не было. Посудите сами, ведь в роли экскурсовода фактически выступил Президент. Осматривали экспозицию, посвященную становлению белорусской государственности. Было видно, что каждый экспонат наводил Александра Григорьевича на свои, порой одному ему известные воспоминания. Он рассказывал об очень любопытных деталях. Даже экскурсовод в итоге признала, что многого не знала, а теперь будет передавать услышанное посетителям. Президент пообещал:


—  Буду к вам заходить, еще о многом расскажу.


А зайти очень просто. Музей современной белорусской государственности стал частью рабочей резиденции Президента на Карла Маркса, 38. Ее корпус со стороны улицы Кирова был капитально отремонтирован и реконструирован. Кроме музея, здесь расположилась Президентская библиотека.


Александр Лукашенко едва бросил взгляд на стенд, посвященный выборам 1994 года. Прервал экскурсовода:


— Это я хорошо знаю и помню.


Остановился у фото. Президент по–простому сидит прямо на земле в окружении людей с граблями, косами, вилами...


— Знаете, когда это снято?


Экскурсовод лишь пожала плечами. А Александр Григорьевич рассказал интересную историю. Это был, наверное, первый приезд Президента на Полесье. Он пришел прямо на сенокос, где работали люди. Те, остановив работу, смотрели настороженно. Полешуки — особые люди. С ходу никого в объятия не примут. Сначала проверят. А Президент возьми да и предложи: «Будем косить?» Местные переглянулись. Принесли косу. Александр Григорьевич проверил — совсем негодную дали. Отдал мужику, который стоял ближе: «Этой ты будешь косить». Вторая, третья были отвергнуты так же. Лишь четвертая более–менее подошла. Взялись за работу. Долго косили под палящим солнцем. Местные приустали, а Президент ушел вперед. И остановился, лишь когда услышал за спиной: «Ну этот — наш». Вот тут и начался разговор по душам. Прямо в поле, сидя на траве. Фотограф и запечатлел этот момент.


Президент завершил рассказ:


— На этом и закончились все разговоры о какой–то «полесской республике». Ведь тогда страну хотели поделить: на западную Беларусь, восточную и отдельно — полесскую республику.


Разговоры закончились, а большая работа началась. По газификации Полесья, строительству дорог, станций очистки и обезжелезивания воды... Многое, очень многое сделано. Попробуй теперь оторви от страны Полесье. Сами же местные жители горой встанут против.


И так, что ни стенд, то очередной рассказ Президента. Малоизвестные детали. О том, как создавали в Гомеле свой комбайн. Как решили развивать БелАЗ. Как спасали «Славянский базар». О недостатках системы поддержки молодых талантов...


Интересный получился музей. Хотя Президент заметил, это только первый шаг. Экспозиция может и должна быть более глубокой и насыщенной. И снова непременное условие: открыть ее для широкой публики. Чтобы любой человек с улицы мог зайти и посмотреть.


После осмотра музея Александр Лукашенко пообщался с молодыми обществоведами. В разговоре коснулся разных тем.


О государственности


— Получив в начале 1990–х годов шанс, мы использовали его сполна. Всего за два десятилетия, испытывая порой невероятное давление извне, мы создали, по сути, новую европейскую страну...


Наша Беларусь показала, что даже небольшая страна может заставить себя уважать и проводить независимый внешнеполитический курс. Наша цель — государство, которым будут гордиться не только наши дети, но и мы. Нас оценят поколения, которые придут после нас. Но коль есть улучшения, значит, это один из тех путей, по которому мы должны были пройти.


Об удовлетворенности результатом


— У меня характер такой: я больше недоволен, чем удовлетворен. Иногда и чрезмерно. Но если не будем себе планку поднимать и стараться через нее прыгнуть — ничего не будет. Поэтому приходится напрягаться.


Об ответственности


— Говорят: вы у истоков. Да, я у истоков. Но меня родили вы. Я из оппозиции пришел к власти. Кто бы меня сюда пустил, если бы не народ, который в 1994 году шел на выборы? Для меня это святое. Это то, через что не могу переступить. Я никогда не украду у своего народа, никогда обманывать его не буду, никогда хитрить перед людьми не буду, никогда пресмыкаться не буду, чтобы сохранить власть. Это мне чуждо. Потому что я пришел благодаря народу и я должен для этого народа хоть что–то сделать. И спустя более чем полтора десятка лет у меня это внутри так же, как и 17 лет назад.


О патриотизме


— Можно много патетики вложить в это слово. Но если просто: вот ты живешь на своей земле, даже если тебе плохо, ты делаешь все, зубы сжав, чтобы в этой стране было лучше. Когда ты действительно хочешь добиться того, чтобы гордиться своей страной, и максимум делаешь для этого. Это главное.


О перспективах ЕЭП


— Все должно быть, как в одном государстве (условия работы экономик и равный доступ стран к продуктам естественных монополий друг друга. — Прим. ред.). Повлекут ли эти экономические процессы создание каких–то еще наднациональных структур, изменения в политике, государственном устройстве — это вопрос. Но мы понимаем: экономика лежит в основе. И она все равно заставит политиков как–то потесниться. Нам придется как–то модернизировать и политическую систему, если пойдем на какие–то более серьезные отношения.


Об АЭС


— В основном это силы (которые выступают против. — Прим. ред.), голоса которых проплачены. Кто кричит? Литва, Польша больше всего. Но посмотрим с другой стороны. Литовцы свою станцию строят? Планируют. В двух километрах от нашей границы. Поляки две атомные станции хотят построить. Вся проблема в том, что мы здесь их опередили. Тот, кто впереди, тот выигрывает. Мы первые получим электроэнергию и сможем ее продать не только в Беларуси, но и соседним странам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter