Необычные арт-объекты сельчане организуют прямо в своих домах

Музей дома

Александра Липинская из Лиды, как и многие из нас, лучшие дни своего детства связывает с домом бабушки. В Винковцах выросли ее отец Евгений и его сестра Ирина. Молодая выпускница Белгосуниверситета культуры и искусств — по специальности художник народных ремесел. По словам Саши, идея организовать собственную выставку «Вёсачка» не в выставочном зале, а простом деревенском доме родилась случайно. Девушка проходила дополнительное обучение по организации вернисажей, и идея выставки-эмоции для односельчан стала ее пробным шагом. Сама атмосфера родного дома, где выросло несколько поколений, создавала подходящий антураж. 


ЗАРАНЕЕ Александра подготовила объявления, где приглашала всех «в хату Липинских» на бесплатную выставку. Первыми на огонек заглянули односельчанки, которые помнили бабушку Саши Леокадию Иосифовну и деда Ивана Михайловича. Начались разговоры за чаем. Соседки вспомнили, что не раз в окнах этого дома свет горел до раннего утра: хозяйка любила посидеть за рукоделием или чтением. А еще она вязала салфетки, которые также стали украшением выставки. Мерно тикают здесь много лет прослужившие семье винтажные, как сказали бы сейчас, массивные часы. А рядом — примета совершенно другого времени. 10-летняя жительница Винковцев Яна Войсят ведет в одной из социальных сетей аккаунт, посвященный только фотографиям ее родной деревни. Рассветы, закаты, маленькие жуки и большие поля... Взрослые порой пробегают мимо привычной картинки, а вот дети и пожилые особенно чувствует значимость простых вещей в круговороте жизни. 


Экспонаты накапливались постепенно, рассказывает Александра. Вот, к примеру, рисунок кактуса на окне, созданный витражными красками. Нарисовал его двоюродный брат девушки Арсений двадцать лет назад. Сейчас он получил IT-специальность, уехал жить далеко от дома. А один из соседей, зай­дя на выставку Саши, признался: «О, а мы так и зовем вашу хату — дом с кактусом». 

Долго под окнами росла старая липа, посаженная кем-то в незапамятные времена. Недавно ее пришлось спилить, так как была угроза падения и повреждения строения. Тогда Александра взяла себе деревянные кругляши как основу для предметов интерьера. Обыграла их, наклеив свои керамические работы. Так произошло своеобразное «воскрешение» старого дерева с помощью искусства.

— Мне нравится идея переделки старых вещей, поиска нового без разрушения, — делится художница. — Возьмем дерево: липа не погибла, а как будто переселилась под крышу дома, рядом с которым провела свою жизнь. 

 
Сама Александра работает в смешанной технике, ее работы можно увидеть в столичном Дворце искусств. В Лиде девушка преподает в местном колледже. Ее задумка пришлась по душе односельчанам: многие высказывали мнение, что неплохо было бы повторить такие «вечерки». 

ЕСЛИ для нашей страны данная инициатива удивительна, за рубежом мини-музеи, посвященные истории своей семьи или какому-то интересу хозяину, встречаются намного чаще. Вот пример — в деревне Дворяне Кировской области (Россия) местная мастерица Нина Колчина создала музей игрушки прямо... в своей избе. Туристы ради местной дворянской дымковской игрушки едут круглый год, несмотря на отсутствие дорог и инфраструктуры. У нас из интересных проектов подобного рода есть «домашний музей» истории семьи Гордиевич в Стародорожском районе, музей необычных вещей Матеюса Сенкявичуса в деревне Новые Поддубы Щучинского района. Существует интерактивный музей кота Брасика в деревне Даньки Браславского района, автором идеи которого стала Елена Новицкая. Сувениры в виде котов создает сама мастер, а туристы при желании могут увезти их с собой. В этом году на Браславщине появился еще один любопытный домашний музей, расположенный на втором этаже дачи перебравшейся в Беларусь... бизнес-леди из Санкт-Петербурга. Мы расспросили Елену Булкину о том, как она организовала свой музей закладок и чем покорила ее белорусская деревенька Зарачье. 


ДЕСЯТЬ тысяч закладок за 50 лет коллекционирования — это целая эпоха, история и география, о которой Елена Витальевна может рассказывать часами. За несколько месяцев работы ее домашнего музея экскурсантов было достаточно, но наибольший интерес проявляли не местные, а гости Браславщины, удивляет собеседница. До знакомства с необычной ленинградкой обыватель воспринимает закладку как безделицу, которая ничего не значит. И внезапно узнает, что этот информационный носитель древнее, чем сама бумажная книга. Различные материалы, технологии, конструкции, национальные особенности в разных странах... Обычный предмет за несколько часов обрастает целой историей, с которой не хочется прощаться. 

...В свое время Елена Булкина успешно занималась бизнесом, в том числе производством своих любимых закладок. Но, как говорит сама, в определенный момент устала видеть серое питерское небо, захотелось быть ближе к природе. 

— На Браславщине нет заборов, вы заметили? — спрашивает она. — Когда оказалась здесь, на этом участке, было ощущение, что это место мне снилось. Сразу поняла: мне надо быть здесь, это любовь с первого взгляда. 

Застаю нынешнюю жительницу Зарачья за физической работой. В одном из интервью она признавалась, что, несмотря на внешнюю хрупкость, может перетаскать за день 40 тачек с землей. Зачем такие объемы? По ее задумке, окружающую землю надо превратить в подобие маленькой Швейцарии. Вот она самоотверженно и создает правильный ландшафт, ухаживает за немаленьким газоном. Есть и огород, но он не считается у Елены Витальевны тяжелой работой: посадил, снял. Ежедневно она слушает как минимум одну аудиокнигу. 

— Жизнь в деревне — это не потеря доступа к информации в наше время, — объясняет она. — Возможно, двадцать лет назад так было, но не сейчас. У меня есть спутниковое телевидение, интернет, все современные удобства, как в квартире, отопление. Косилки, электроинструмент — все это упрощает жизнь. 

Получается, не только интернет проникает в село, новые веяния в искусстве благодаря интересу людей к своей истории также находят приют именно на родной, деревенской почве. С ними возвращаются к своим корням горожане.

yasko@sb.by

Фото Дианы БИНКЕВИЧ, из архива Елены БУЛКИНОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter