“Музей должен жить, дышать и смеяться вместе с людьми”

Искусство границ не имеет, особенно если даже географически они проведены, что называется, “по живому”, как между Беларусью и Россией. Не случайно в Национальном художественном музее Республики Беларусь — одна из самых интересных на постсоветском пространстве коллекций русской классики. И совместных с российскими коллегами планов на ближайшее будущее — просто громадье. Сегодня в гостях у “Союзного вече” — директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов.

— Владимир Иванович, белорусский художественный музей очень тесно сотрудничает с известнейшими российскими музеями. Прошедшие в Минске выставки картин из Третьяковской галереи, ярославских икон и многие другие — тому доказательство. Как завязывается дружба между музеями? На личных контактах?
— Любые контакты надо нарабатывать. Приезжать, знакомиться, договариваться... Порой выставка — это итог работы, на которую уходит несколько лет. Приходится приложить немало сил, чтобы получить, так сказать, кредит доверия. Вот потом, когда уже состоялись один-два совместных проекта, общаться легче — директора музеев становятся добрыми знакомыми, друзьями. Вот сейчас я даже написал портрет Валентина Родионова, директора Третьяковки, подарю ему к 150-летию его галереи.
— А с кем еще из российских коллег дружите?
— Хочу сказать сразу, что в деятельности нашего музея “российское направление” является приоритетным. Кроме ведущих российских музеев, таких, как Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, с которым летом мы планируем подписать договор о сотрудничестве, мы плодотворно работаем и с региональными российскими музеями, где также сосредоточены уникальные произведения. Ведь в искусстве не бывает провинции! Несмотря на то, что многие привыкли считать, будто искусство кончается за столичной кольцевой. Мы пытаемся на деле это опровергнуть. В сотрудничестве с Ярославским художественным музеем мы провели в Минске выставку ярославских икон ХVI—ХVIII столетий, которая, по сути, предваряла Год культуры России в Беларуси. Немного позже у нас была выставка “Антология русского искусства”, для которой картины XVIII-XX веков предоставили Ярославский, Тульский, Рыбинский и Московский музей-усадьба “Останкино”.
— Владимир Иванович, для белорусов русское искусство — действительно приоритет. А вот насколько велик интерес россиян к выставкам из фондов белорусского художественного музея?
— Интерес есть, и еще какой! Правда, в особенности к русской классике — а у нас одна из примечательных коллекций работ великих российских художников. Вызывают огромный интерес и наши иконы. К примеру, в прошлом году мы возили белорусские иконы ХVI—ХVII веков в Великий Новгород. Когда только затевали этот проект, нам даже на пресс-конференциях откровенно говорили: в Новгороде своя уникальнейшая коллекция икон, их белорусскими иконами не удивишь. И тем не менее удивили! Выставка прошла настолько удачно, что у нас с моим новгородским коллегой, Николаем Гриневым, зародилась мысль сделать в будущем году совместную православную выставку икон белорусских, новгородских и киевских, из Киево-Печерской лавры. Сейчас договариваемся с украинскими коллегами. Надеемся, что этот проект найдет финансовую поддержку из бюджета Союзного государства Беларуси и России. А пока буквально пару недель назад мы открыли в Новгороде уже вторую выставку из нашего собрания — “Мир детства в русском искусстве ХVIII—ХIХ веков”. Это 42 картины из нашей коллекции, на которых русские мастера изобразили детей.
Есть много интересных идей в плане совместных выставок с различными музеями российской “глубинки”. Недавно у меня была встреча с новым послом Российской Федерации в Беларуси Александром Суриковым, и мы договорились активизировать наши контакты именно с региональными российскими музеями — Сибири, средней и восточной части России. Причем выставки из фондов этих музеев будут проходить не только в Минске, но и в музеях областных центров  Беларуси. Думаю, нам интересно будет и посмотреть эти уникальные малоизвестные собрания — и себя показать на ответных выставках.
— Популярность в России русской классики из белорусских собраний понятна. Однако, может быть, стоило бы показывать россиянам и национальные, белорусские шедевры? Выставку портретов Радзивиллов, например? Ведь сейчас даже в крупнейших странах, искусство которых в рекламе не нуждается, принято тем не менее “пиарить” свою культуру...
— Безусловно, мы стараемся пропагандировать национальное искусство. В 2007 году, например, в том же Новгороде состоится выставка нашего великого земляка, белорусского классика Витольда Коэтановича Белыницкого-Бирули. Правда, россияне считают его своим великим классиком... ну пусть, что поделаешь! Несколько лет назад такая выставка Белыницкого-Бирули была в Польше, в 2004 году его картины выставлялись в Третьяковке в рамках проекта “Шедевры Национального художественного музея Беларуси в Третьяковской галерее”. На этой же выставке были представлены и портреты Радзивиллов, о которых вы упомянули — разве что, может быть, не в том количестве, как дома, в Беларуси. Планировалось в прошлом году показать радзивилловские портреты в Польше — но, к сожалению, выставка не состоялась. Думаю, в будущем мы ее обязательно проведем.
— А российские культурные ведомства заинтересованы в сотрудничестве с Беларусью?
— Да, очень приятно, что наши проекты находят поддержку на государственном уровне. У нас хорошие контакты не только с российскими музеями, но и с Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, где работают замечательные, высокопрофессиональные люди, энтузиасты, подвижники культуры, которым и самим нравится устраивать белорусскому зрителю, так сказать, праздники русского искусства.
— Какие же из таких праздников ждут белорусов в ближайшее время?
— 26 мая мы открываем выставку Президента Российской академии художеств, Героя социалистического труда, народного художника СССР и России Зураба Церетели. Зураба Константиновича мы ждем на церемонию открытия, к слову, он впервые посетит и Минск, и наш музей. Мы очень рады, что он откликнулся на наше приглашение.
— Все мы ждем не дождемся, когда Национальный художественный музей наконец отпразднует “расширение” — откроет новое здание, которое позволит многим картинам покинуть хранилища и выйти к людям. Как продвигается его строительство?
— Осенью мы уже планируем открыть новое здание нашего музейного комплекса. В нем будет более широко представлено древнее белорусское искусство, а также искусство Западной Европы и Востока. Целый этаж будет отдан современному белорусскому искусству. А в перспективе, когда произойдет реконструкция двух наших старых зданий — на Ленина, 20 и Ленина, 22 — современному искусству будет отдано целых два этажа нового здания. Что, конечно, позволит значительно шире представить наши коллекции современных мастеров как белорусскому зрителю, так и зарубежному.
— Сейчас, если не ошибаюсь, современное белорусское искусство не представлено в экспозиции вовсе?
— Вы правы — только довоенное. Так что мы тоже с нетерпением ждем осени и открытия нового павильона!
— Но хотя картины современных художников не выставлены в залах, в фонды музея они наверняка приобретаются?
— Конечно. В основном за счет Фонда Президента по поддержке культуры и искусства. Разумеется, хотелось бы, чтобы средств на закупку картин современных белорусских авторов выделялось больше. Сейчас мы в основном закупаем картины с выставок, которые проходят у художников в стенах нашего музея. А хотелось бы — и с других выставок, и из мастерских... Однако, думаю, нам — музейщикам — нужно в первую очередь сконцентрироваться, где, что и как показывать, кому и что закупать. Ведь у нас есть музей современного белорусского искусства. Хотя в идеале, конечно, работы наших мастеров должны приобретаться обоими музеями.
— Вы много общаетесь с российскими коллегами из Третьяковки, Русского музея, наверняка заходил разговор и об этой проблеме? Как у них обстоят дела с пополнением коллекций произведениями современников?
— Государственных средств на такие закупки тоже выделяется не много. Но у них больше развито меценатство. Обеспеченные коллекционеры закупают картины и дарят их, скажем, Третьяковке — начиная от классики и заканчивая картинами сегодняшних авторов. В Беларуси, увы, меценатство не развито в той степени, в какой хотелось бы.
— А из каких источников комплектовался в советские времена тот фонд, который музей имеет на сегодняшний день?
— В послевоенные годы на средства, выделяемые правительством, картины закупались у московских и ленинградских коллекционеров, в музеях, на аукционах... Что-то досталось нам в наследство от довоенных музеев Беларуси. В итоге мы имеем действительно уникальную коллекцию.
— В разнообразии всяческих развлечений, игр, выдумок ваш музей, по-моему, не имеет равных в Беларуси. Чего стоят только “Ночь музеев” или “Зiмовыя гульнi” с фотографиями “под портреты Радзивиллов” сегодняшних белорусских знаменитостей! Или расписывание четырех огромных собак под времена года в канун Года собаки... Откуда вы берете идеи? Это зарубежный опыт или свое собственное изобретение?
— Мы действительно стараемся, чтобы музей не был холодным, застывшим хранилищем искусства, чтобы он жил, дышал, смеялся вместе с людьми. Устраиваем и музыкальные вечера, и перфомансы на улицах, и разные другие забавы. Этот легкий жанр, как я его называю, помогает привлекать к нам молодежь, публику. Но, разумеется, все это должно проходить на высоком художественном уровне, соответствующем статусу нашего музея. В прошлом году, например, открытие выставки одной картины — “Минск. 3 июля 1944 года” Валентина Волкова — мы делали на улице, для антуража и как объект перфоманса специально привезли с “Беларусьфильма” пушку-сорокопятку, пригласили военный оркестр Министерства обороны... Была выставка “Медовый спас” — так на ней и колокола звонили, и освященный мед продавали, и открыли на клумбе перед музеем памятник белорусской пчеле... В наше время просто нельзя работать стандартно. Нужно искать интересные подходы, которые нравятся публике. Только тогда люди пойдут в музеи! Что касается того, где мы берем идеи, то что-то перенимаем у зарубежных коллег, что-то придумываем сами. Сценарий “Ночи музеев”, например, писали наши сотрудники, и я тоже принимал участие. В этом году мы снова планируем провести “Ночь музеев” в Международный день музеев, 20 мая. Обещаю, она ни в чем не уступит предыдущей.
— Откройте секрет, в чем будет ее изюминка.
— Не могу! Это должно быть сюрпризом. Скажу только, что это будет выставка-акция с одним из самых известных наших художников.
— Много у вас друзей среди российских художников? Часто приезжают в гости?
— Реже, чем хотелось бы. Всем нам катастрофически не хватает времени. Встречаемся только на каких-то больших акциях. Вот была в нашем музее выставка председателя Союза художников России Валентина Сидорова — свиделись с ним. Сейчас на открытие своей выставки приедет Зураб Церетели, с ним еще несколько российских художников. Встретимся, поговорим...
— А на шашлычки или на совместную рыбалку?
— Нет, на это времени не остается. Да я и сам не охотник, не рыболов. Если уж вырваться на природу — то лучше на этюды!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter