В Бресте появилась интерактивная экспозиция об истории XX века

Музей для поколения интернета

Заглянуть в камеру узника польской тюрьмы, пройтись по гетто или оценить ассортимент советского ЦУМа — все это отныне доступно брестчанам и гостям города. Вчера в Брестском областном краеведческом музее открылась вторая часть постоянной экспозиции, которой не было с начала 90–х годов прошлого века. Уникальные экспонаты, креативный дизайн в сочетании с новейшими мультимедийными технологиями. Все это делает поход в музей чрезвычайно увлекательным для людей, чьи интересы сформировались в эпоху интернета.


Первые шесть залов открылись несколько лет назад, охватив период истории с древнейших времен до начала XX века. Брестчане до сих пор рекомендуют гостям посмотреть на диораму, реконструирующую первобытную стоянку, отпечатать оттиск на станке времен Франциска Скорины или прокатиться в поезде по маршруту Брест–Литовск — Лунинец. В новых залах интерактива стало еще больше. Первый, посвященный польскому периоду — с 20–х до конца 30–х годов, сразу привлекает внимание телефонной будкой, камерой с узником КПЗБ и мультимедийным экраном. Впрочем, заведующая отделом музея Нина Кириллова обращает внимание в первую очередь все–таки на редкие артефакты:

— В основе лежат подлинные музейные предметы: всего около 600 экспонатов. Некоторые выставлены впервые. Например, икона «Богоматерь Остробрамская» XIX века. Это небесная покровительница Беларуси, почитаемая как католиками, так и православными. Подлинные транспаранты КПЗБ 30–х годов, ротатор коммунистов–подпольщиков тех времен, на котором печатались листовки. Работали подпольщики напротив политической полиции. Уникальный клад бонов (кредитные документы, дающие право на получение в оговоренный срок ценностей. — Авт.) четвертого польского бронетанкового батальона, который был найден в Бресте в 1977 году.


Концепцию музейные исследователи составляли долгие годы в тесном сотрудничестве с учеными из Национальной академии наук и преподавателями Брестского госуниверситета имени Пушкина. Все здесь оформлено строго по науке, сочетание муляжей, новоделов и артефактов подобрано очень удачно. Например, тротуар у телефонной будки, оснащенной настоящим аппаратом 30–х годов, вымощен трилинкой. Это дорога с твердым покрытием, которой мостились центральные улицы польских местечек. Названа она так в честь ее изобретателя Владислава Трилинского. Будка вписывается в репринтное полотно с изображением центральной улицы Бреста «за польских часув».

Камера с манекеном узника КПЗБ, разумеется, искусно выполненная задумка минского художника–оформителя Юрия Сухова, создавшего проект и экспозицию всех музейных залов. Но и здесь есть уникальная вещь: в двери установлен настоящий замок и ключ от камеры Кобринской тюрьмы.


То, что не поместилось в зале, — представлено в мультимедийном окне. У сенсорного экрана можно провести не один час, просматривая фото-, видео- и текстовую информацию о довоенной истории Бреста. В качестве бонуса — викторина в стиле «кто хочет стать миллионером». Деньги, конечно, виртуальные, а вот вопросы вполне конкретные и очень непростые. Например, как в польские времена назывался головной убор невесты или какие города в те годы превышали десятитысячный рубеж по числу жителей.

А спустя несколько минут мы переносимся в гетто. Оккупация — центральная тема зала, посвященного войне, однако здесь не забыт и 39–й год с германо–советским разделом Польши и совместным парадом в центре Бреста, и 41–й год, и Победа. Посетитель увидит подлинную полевую сумку легендарного комиссара Фомина, фрагмент оккупационной переписи населения Бреста по национальностям — из нее за один день были вычеркнуты фамилии почти 17 тысяч евреев; автомат ППШ ручной работы — его сделали партизаны и подарили командиру Брестского соединения Сикорскому. А еще здесь можно запросто потрогать пулемет Дегтярева, прикоснуться к печатной машинке из гестапо или почитать областную газету «Заря», которая выходила в партизанском урочище Хованщина Ивацевичского района.


В зале, посвященном второй половине прошлого века, восстановлено послевоенное рабочее место первого секретаря Брестского обкома партии Петра Машерова, причем вся мебель — оригинальная. Нина Кириллова рассказывает, как достались музею экспонаты:

— Когда в 98–м году мы готовились к юбилею Машерова, обратились через СМИ с просьбой принести, у кого что есть, имеющее к нему отношение. Откликнулось вагонное депо Брест БелЖД. У них оказалась его мебель: стол, стул, книжный шкаф, журнальный столик. Кроме того, вдова Петра Мироновича передала нам часть его вещей. Тут представлены удостоверение, рабочий дневник.

Одно окно — вид из машеровского кабинета на главную площадь города. Другое — виртуальное. В нем кадр за кадром с помощью проигрывателя меняются архивные фото промышленных, сельскохозяйственных объектов, видов городов Брестчины. Это еще одна изюминка экспозиции, от которой трудно отвести взгляд. Нина Кириллова объясняет технологию: называется мейпинг, то есть наложение движущейся картинки на объект.

Целая эпоха представлена весьма подробно. И, безусловно, все это лучше один раз увидеть. А потом прийти снова, ведь в планах руководства музея дорабатывать и обновлять экспозицию. Например, в перспективе польский телефон должен выдавать звуковую информацию в соответствии с набранной цифрой. В военном зале появится звуковое оформление.

И не исключено, что работающий телевизор в ЦУМе при помощи современных технологий тоже «оживет» и станет дополнительным штрихом к той эпохе, в которой жили наши родители, деды и прадеды.

alexbresta@gmail.com

Фото автора.

Советская Белоруссия № 17 (24899). Пятница, 29 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter