Почему региональные музеи жаждят интерактива?

Музей битвы за Днепр соединяет берега

Сегодня в Музее истории Великой Отечественной войны открывается временная экспозиция, посвященная 75-летию освобождения Беларуси. В коллекции — артефакты того времени, рассказы о конкретных героях, подвигах. Схожие по тематике выставки запланированы и проходят в региональных музеях, однако для многих из них тема войны далеко не единственная ключевая.


В отличие от столичных «коллег», где и штат научных сотрудников солидней, и доступ к тем или иным экспонатам проще, региональным музеям приходится нелегко. Зачастую они, работая над каким-то одним направлением, зацикливаются на нем, становятся статичными и неинтересными. Плюс аудитория в регионах, как правило, ограничена, поэтому прогрессивные музейщики ломают голову над тем, как привлечь в свои стены посетителей. Удивить достоверными фактами или уникальными экспонатами недостаточно: современное условие успешности — интерактивность музея.

Была приятно удивлена, когда узнала, что именно это направление развивает Музей битвы за Днепр в Лоеве. Кто хоть единожды был в этом городском поселке, без труда поймет, о чем я: аудитория учреждения культуры очень скудна (в райцентре не проживает и 7 тысяч человек), редкие туристы, которые приезжают прикоснуться к военной истории, обязательно заходят в музей, но кассы не делают. «Сидеть» на одной лишь военной теме, хоть еще много в ней неизвестных страниц, и для самих научных сотрудников не слишком интересно.

Что сделал Музей битвы за Днепр в этом году, чтобы получить культурную встряску? Включился в интересный проект. Называется он «Днепровский паром» и объединяет музеи областей-соседок — Гомельской и Черниговской. Суть в том, что каждый участник программы придумал свой музейный бренд и воплотил задумку в жизнь.

Лоевский музей загорелся идеей сделать настоящую игровую батлейку. За основу взяли батлейку из коллекции Черниговского исторического музея имени Тарновского. Но особенность лоевской заключается в том, что она показывает характерные для здешних мест интермедии «Казак и казачка», «Литвин и литвинка», сохранившиеся в этнографических записях. Новому проекту уже нашли место «жительства» — в одном из залов районной библиотеки. Получается, проект не только позволил музею выйти за рамки военной темы, но и открыл новый культурный пласт, о котором местные жители, возможно, даже не догадывались. А за счет игр и своей программы добавилось взаимодействия с аудиторией. Чем не живая реклама?

Быть ближе к посетителю сегодня маст-хэв для регионального музея, иначе можно затухнуть и превратиться в местный архив. По большому счету, музеи и есть своеобразные знатоки истории и древности, где сконцентрирован колоссальный кладезь информации. И смысл в том, чтобы транслировать его содержимое поколениям, говорить о достижениях предков, их жизни, культуре. Именно поэтому музеи не имеют права покрываться слоем пыли. Дом-музей Адама Мицкевича в Новогрудке, к примеру, уже седьмой год кряду проводит шляхетский бал. Упор в презентации — на танцы XIX столетия. Вальс, контрданс, котильон и кадриль — разве не интересно увидеть их вживую? Есть желание, можно и самому попробовать научиться танцевать. По-моему, достойно и увлекательно.

uskova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter