Арэнда азёр карыстаецца папулярнасцю, а планы па лоўлі рыбы скарачаюцца

Мутны бiзнес на рыбным месцы

Дзіўная тэндэнцыя: арэнда азёр у краіне карыстаецца велізарнай папулярнасцю, а планы па лоўлі рыбы ў шэрагу абласцей скарачаюцца
Дзіўная тэндэнцыя: арэнда азёр у краіне карыстаецца велізарнай папулярнасцю, а планы па лоўлі рыбы ў шэрагу абласцей скарачаюцца. Пакарыстаецца прыватнік-рыбавод вадаёмам два-тры сезоны і спяшаецца на розных падставах ад яго пазбавіцца: не пайшоў, маўляў, бізнес. Але неўзабаве на яго месца прыходзіць чарговы суіскальнік... Кантралёры Гродзенскай вобласці, мяркуючы па ўсім, разгадалі гэтую хітрую загадку. І хутка зробяць высновы аб павелічэнні арэнднай платы.


В прошлом году примерно в это же время арендаторы гродненщины отчитались о вылове более 106 тонн рыбы, в этом — 81 тонны. Интересно, почему уменьшается улов и кто его контролирует?


По госпрограмме развития рыбохозяйственной деятельности уже в следующем году арендаторы Гродненщины должны вырастить и продать 355 тонн рыбы. Цифра эта вполне реальна, если каждый район приложит усилия. Сделать надо немного: пересчитать имеющиеся водные владения, оценить их состояние, найти достойных арендаторов. Имеются в виду те, кто понимает: озеро следует почистить, зарыбить, благоустроить и прочее. А не только поставить забор и запретить сельчанам подходить к водоему. К примеру, Петр Третьяк из Слонимского района взял в аренду уже второе, на 36 га, озеро возле деревни Ломаши, где родился и вырос. Первое скромнее по площади, но именно на нем заядлый рыбак отработал правила ведения бизнеса. Сейчас ему помогают братья и сын, одному уже не справиться.


«Поначалу были конфликты с жителями деревни, писали заявления в милицию, даже невод украли, — сетует Петр Третьяк. — Но я действую по закону, плачу налоги. Правда, в этом году улов небольшой. В сентябре озеро спустили, выловили карпа и щуку, рыбу реализовали на рынке в Слониме. Сейчас озеро надо почистить, известковать, отремонтировать дамбу. Планирую запустить 10 тонн малька. Это немало. И если все заладится, в следующем году рыбы будет полно. Со временем хочу построить на берегу агроусадьбу, где свою рыбу можно подавать гостям сушеной, запеченной или в виде шашлыка». 


Кстати, в Слонимском районе в аренду сданы уже практически все водоемы, а это почти 148 га. Всего здесь зарегистрировано 17 арендаторов, с двумя из них договоры аренды расторгли и озера передали другим предпринимателям. Главный специалист по животноводству и племделу управления сельского хозяйства Слонимского райисполкома Елена Вороник не скрывает: несмотря на то что почти все озера уже разобрали, выполнить доведенные планы по вылову рыбы не удается. А это 18,8 тонны товарной рыбы в год. К концу октября удалось выловить всего 5,5 тонны. В прошлом году как ни старались, но планку вылова не преодолели — всего 11,6 тонны. При этом, прежде чем отдать озеро в аренду, создается специальная комиссия. Так что лишь бы кому водоемы не отдают. Арендаторы знай себе оправдываются: надо еще немного подождать и улов обязательно будет. 


Но планы так и останутся планами, если сидеть на диване и мечтать, что крупная рыба сама приплывет в сети. Не все арендаторы выполняют обязательства, прописанные в договорах с исполкомами. Кто-то не способен просчитать, сколько надо вложить в озеро, чтобы рыбка начала клевать, а кто-то попросту скрывает реальные уловы от налоговых и других контролирующих органов. Мол, мое озеро, хочу продаю рыбу, хочу сам ем. И таких немало. Начальник отдела экономического анализа ИМНС по Гродненской области Анна Валицкая озвучила цифры: сегодня на налоговом учете состоит 50 субъектов хозяйствования, у которых основным видом деятельности указано «рыбоводство» или «рыболовство». Для тех, кто не в курсе: разница принципиальна. Рыбоводство подразумевает промысловое выращивание рыбы. Если деятельность оформлена как рыболовство — милости просим с удочкой на берег, естественно, за определенную плату. Но разговор сейчас не об этом... 


С начала года полсотни арендаторов водных угодий Гродненщины заплатили 566 млн. рублей налогов: в сопоставимых ценах это на 121 млн. больше, чем в прошлом году. Негусто. По мнению налоговиков, это говорит лишь о том, что данный вид деятельности требует ужесточения контроля. Только в этом году по инициативе налоговых органов ликвидировали 6 субъектов хозяйствования, в прошлом таких было 7. Еще 10 находятся в процессе закрытия. 


Работники налоговой отмечают и трудности в работе: в основном продажа живой пресноводной рыбы происходит во время выездной торговли, где наличка может приниматься без кассового аппарата. Отсюда и не совсем точные данные о выручке. Сложности возникают и при проведении контрольных мероприятий на дорогах. Чтобы сличить количество товара с данными в накладных, надо все тщательно взвесить в прямом смысле этого слова. А для этого нужно иметь оборудование и специалистов. Кроме того, предпринимателей  запрещено беспокоить два года после регистрации. Анализ показывает: за это время допускается значительное сокрытие выручки, а соответственно — и недоплата в бюджет. 


Неплохо устроились. Выходит, два года делал с водоемом что душе угодно, а потом пришел с повинной. Дескать, ничего не получилось, плохой из меня рыбовод, сдал озеро обратно в исполком и гуляй дальше. В Комитете госконтроля давно озаботились этой проблемой. В прошлом году даже собрали коллегию, куда пригласили всех заинтересованных в рыбном деле. Во время мониторинга вскрылось сразу несколько проблем. Одна из них — отсутствие достоверных сведений о наличии водных объектов в каждом из районов области. При огромном потенциале (а это более 6 тысяч га с учетом Гродненского водохранилища) в аренду сдают в основном искусственные водоемы — пруды, карьеры, водохранилища. Желающих — хоть отбавляй! А плановое задание по вылову как не выполнялось, так и не выполняется. Выводы о явно заниженной арендной плате и непрозрачных схемах сбыта рыбы у контролеров напрашиваются сами собой.

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

tanula.k@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter