Муля начинал с концертов в электричках

Журналисты «СВ» отправились на родину певца в Екатеринбург и выяснили, как он стал кумиром всего Советского Союза
Петь научил полит-заключенный


Володя (с контрабасом) начинал играть в инструментальном ансамбле ДК Сталина, 1957 год. Музей Уральского рока

Мулявин происходит из рода сибирских купцов. Дедушка и бабушка держали продуктовые магазины. Но советская власть их раскулачила. Так отец Владимира стал простым разнорабочим, строил завод Уралмаш. Семья с тремя детьми ютилась в маленьком бараке. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде.

– Дома у Мулявиных любили музыку. Играли и на балалайке, и на гитаре, и даже на ­домре (народный струнный щипковый музыкальный инструмент. – Прим. ред.), – рассказывает Владимир Ведерников, директор музея Уральского рока, исследователь жизни Владимира Мулявина. – Дети музицировали вместе с родителями. Братья аккомпанировали, а сестра пела. Но больше всех музыкой загорелся Володя.

В 13 лет Вова пошел в Дом культуры Сталина. Там был детский кружок со струнным оркестром. Руководил им бывший политзаключенный Александр Навроцкий. Он-то и разглядел в Мулявине-младшем талант, когда тот сыграл ему на балалайке. 

– Вовку взяли в ансамбль. Он там был самым младшим, но самым талантливым, – вспоминает одноклассник Мулявина Леонид Завадский. 

Тут дела пошли в гору. А вот в семье все было не очень хорошо – отец ушел к другой женщине. Чтобы прокормить детей, матери пришлось к своей работе в цеху добавить подработку швеей. Тогда Владимир стал играть на гитаре в переходах и поездах. На каждом выступлении выкладывался так, будто давал сольный концерт на сцене. Прохожие и пассажиры, видя отдачу парнишки, не жалели рублей, никогда не обделяли его вознаграждением. Так что домой после таких «гастролей» он возвращался с полными сумками продуктов. 

Отчислили за джаз

В 1956 году Владимир Мулявин закончил восемь классов школы. Дальше путь у него был только один – в Свердловское музыкальное училище.

– Его взяли на отделение струнных инструментов по классу гитары, – говорит Владимир Ведерников. – Мулявин сразу же привлек к себе внимание всех преподавателей. Талантливый, бойкий. Постоянно занимал призовые места на местных музыкальных фестивалях. А спустя год, на втором курсе, Мулявина… отчислили!

Виной всему стало желание Владимира заниматься современной музыкой. Во время учебы он сильно увлекся джазом и вместе с еще восемью ребятами создал свою собственную группу. Как только руководство училища узнало об этом, весь джаз-бэнд исключили с формулировкой «за увлечение западной музыкой». Тогда парень впервые задумался о том, чтобы покинуть родные края.

– Вместе с братом и другом он поехал в соседнюю Челябинскую область – попытать счастья в музыкальном училище города Магнитогорска, – объясняет Владимир Ведерников. – Но в итоге не поступил, провалив экзамен по литературе.

Вернувшись в Свердловск, Владимир неожиданно узнал, что его восстановили в родном училище. Как оказалось, за него замолвил словечко его первый учитель музыки – Навроцкий. Впрочем, учиться там Мулявину уже не хотелось и через пару месяцев он сам забрал документы.

Несмотря на то что у Владимира было незаконченное образование, его охотно взяли на работу в Тюменское областное концертно-эстрадное бюро. А дальше у будущего «песняра» начались свое­образные гастроли по филармониям. За два следующих года Мулявин успел поработать в Томске, Кемерово, Чите, Оренбурге и Петрозаводске. Побывал и в Минске.

– Он ездил туда со своей первой женой, с которой еще на Уралмаше вместе жил, – рассказывает Владимир Ведерников. – Мулявин удивился, насколько в Минске хорошо. Именно тогда он и решил, что хочет там жить.

К 1963 году музыкант осуществил свою мечту и пере­ехал в Минск.

Данил СВЕЧКОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter