Как создаются мультфильмы

Мультяшки в тельняшке

Международный день анимации – 28 октября. Корреспондент «Знаменки» решила посмотреть, как создаются мультики, и напросилась в студию анимационных фильмов «Беларусьфильма».
Международный день анимации – 28 октября. Корреспондент «Знаменки» решила посмотреть, как создаются мультики, и напросилась в студию анимационных фильмов «Беларусьфильма».

Александр Ленкин: «Я занимаюсь волшебством»

Александр Ленкин: «Я занимаюсь волшебством»


На двери практически каждого кабинета здесь написано название мультфильма, над которым сейчас работают его обитатели. «Штраус», «Весна-осень»… Разве что комната, где создается «Глупая пани, разумный пан», никак не помечена. Видимо, навевает ненужные ассоциации.

Александр Ленкин, художественный руководитель студии и режиссер, сейчас как раз начинает снимать новую серию фильма «Рыбка по имени Нельзя»:

– Чтобы снять 10-минутный фильм, нужно примерно 8 – 10 месяцев и около 30 работников. Сценаристы, художники-мультипликаторы, фоновщики, прорисовщики, декораторы, компьютерщики, администраторы, актеры, композиторы, звукорежиссеры и т. д. Главным считается режиссер. Он берет сценарий и идет с ним к художнику-постановщику: «Товарищ художник-постановщик, я бы хотел, чтобы мы с вами сделали сказку, которая похожа на ранний период творчества Леонардо да Винчи». А в ответ получает: «А давайте лучше как средний период творчества Марка Шагала».

Мы читаем огромное количество книжек, смотрим огромное количество фильмов и в этот момент зреем, вырабатываем стилистическое решение – то есть так персонаж должен выглядеть, так он должен быть раскрашен и т. д. Потом рисуем персонажей, делаем раскадровку. Видите эти планшеты на стенах? Сюда мы выкладываем картинки в правильном порядке.

Художник-постановщик Галина Романова: «Иногда кадры приходится переставлять»

Художник-постановщик Галина Романова: «Иногда кадры приходится переставлять»


Придумать, как будет выглядеть персонаж, дело нелегкое. Как раз художник-постановщик Алла Матюшевская приносит стопку эскизов нового персонажа мультсериала «Рыбка по имени Нельзя» – почтальона. Приходится делать сотни вариантов с разными кепками, прическами, фигурами, пока не получится то, что надо. Этот слишком интеллигентный, у этого нос крупноват, а у того волос маловато. В итоге в процессе «естественного» отбора должен остаться только один – эдакий Дункан Маклауд из мира рыб-почтальонов.

– Это все подготовительный этап, – рассказывает Александр Ленкин. – В это время делается аниматик – черно-белое кино в очень условном виде, но в том размере, в котором оно будет в итоге. Здесь уже есть первичная озвучка. Аниматик нужен, чтобы мы представляли себе монтаж, как примерно будет расписан звук.

Мультипликатор Андрей Сидоров работает над фильмом «Штраус«

Мультипликатор Андрей Сидоров работает над фильмом «Штраус»


После такой подготовки начинается производственный этап. В нем тоже без чашечки чаю с медом не разобраться.

Сначала делают «лэйаут» – рисуют всего по 2 – 3 картинки на секунду, сканируют и отдают художнику-мультипликатору, чтобы он имел представление, как будет выглядеть та или иная сцена. Мультипликатор делает большее количество рисунков, и там уже есть основные компоновки движений. Это называется черновой мультипликат. Он попадает в руки художникам-прорисовщикам, которые черной гелевой ручкой прорисовывают персонажа: все мелкие детали вплоть до бантиков на ботиночках и пуговок, все нюансы походки, движений.

Затем это все раскрашивается, добавляются фон и эффекты. Цветные картинки собираются вместе – так складывается сцена.

Чтобы создать одну минуту мультика, нужно нарисовать 4,5 тысячи картинок (не кадров, а отдельных персонажей и объектов). Есть сцены, где на секунду надо 300 рисунков, а есть такие, где хватит 12 – 15.

Как создаются мультфильмы


Раньше, когда компьютеров не было, прорисовщики наносили контур тушью и перьевой ручкой на прозрачных пленках – целлулоидах. После высыхания с обратной стороны его заливали специальной краской.

Что посмотреть

Каждый год «Беларусьфильм» выпускает по 8 – 10 фильмов. Их не так много, но все они «в тельняшках», ведь по два десятка наград в год на международных фестивалях за просто так давать не станут.

«Выцананкi-прымаўкi»

«Аповесць мiнулых гадоў»

«Пилипка»

«Каприччио»

«Нестерка»

«Дзед»

– Не думайте, что с использованием компьютеров работа над фильмом стала занимать меньше времени. Иногда она длится даже дольше. Ведь компьютер – это точно такой же инструмент, как карандаш, ластик, просто он дает больше возможностей. При этом ручная работа осталась той же.

Как создаются мультфильмы


– Моя любимая часть работы над кино – перезапись, – рассказывает Александр. – Это финальный этап. Ты приходишь в зал, рядом с тобой сидит звукорежиссер, ты видишь изображение, уже смонтированное и озвученное. Актеры наговорили текст, композитор сочинил музыку, звукооформители записали синхронные и фоновые шумы. Ты целиком видишь готовую продукцию. Чаще тебе после этого хочется застрелиться, потому что ты рассчитывал на одно, а получается совершенно другое. Но я всегда работаю с профессионалами. И в итоге получается настоящее искусство, настоящее волшебство.

Однажды моя мама сидела дома и смотрела мультфильм по телевизору. Он так ей понравился, что она подумала «вот бы мой сынок такое снимал». А потом смотрит титры, а там мое имя. Нам есть чем гордиться, просто наши люди мало знают о том, какая крутая у нас анимация и какие суперпрофессионалы здесь работают. Недавно корейцы совместно с японцами сняли полнометражный фильм про Чебурашку и Гену. Так вот, практически весь подготовительный этап был сделан в Минске.

Как создаются мультфильмы

Факты

Первый в мире мультфильм (в полном понимании этого слова) выпущен в 1897 году и был рекламой порошка для изготовления крема.

Первый компьютерный мультфильм в истории – «История игрушек», снятая в 1995-м.

За мультфильм «Белоснежка и семь гномов» Уолту Диснею в 1937 году вручили особую премию «Оскар»: одну большую статуэтку и семь маленьких.

Фото Владимира ШЛАПАКА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter