Александр Ленкин: «Я занимаюсь волшебством»
На двери практически каждого кабинета здесь написано название мультфильма, над которым сейчас работают его обитатели. «Штраус», «Весна-осень»… Разве что комната, где создается «Глупая пани, разумный пан», никак не помечена. Видимо, навевает ненужные ассоциации.
Александр Ленкин, художественный руководитель студии и режиссер, сейчас как раз начинает снимать новую серию фильма «Рыбка по имени Нельзя»:
– Чтобы снять 10-минутный фильм, нужно примерно 8 – 10 месяцев и около 30 работников. Сценаристы, художники-мультипликаторы, фоновщики, прорисовщики, декораторы, компьютерщики, администраторы, актеры, композиторы, звукорежиссеры и т. д. Главным считается режиссер. Он берет сценарий и идет с ним к художнику-постановщику: «Товарищ художник-постановщик, я бы хотел, чтобы мы с вами сделали сказку, которая похожа на ранний период творчества Леонардо да Винчи». А в ответ получает: «А давайте лучше как средний период творчества Марка Шагала».
Мы читаем огромное количество книжек, смотрим огромное количество фильмов и в этот момент зреем, вырабатываем стилистическое решение – то есть так персонаж должен выглядеть, так он должен быть раскрашен и т. д. Потом рисуем персонажей, делаем раскадровку. Видите эти планшеты на стенах? Сюда мы выкладываем картинки в правильном порядке.
Художник-постановщик Галина Романова: «Иногда кадры приходится переставлять»
Придумать, как будет выглядеть персонаж, дело нелегкое. Как раз художник-постановщик Алла Матюшевская приносит стопку эскизов нового персонажа мультсериала «Рыбка по имени Нельзя» – почтальона. Приходится делать сотни вариантов с разными кепками, прическами, фигурами, пока не получится то, что надо. Этот слишком интеллигентный, у этого нос крупноват, а у того волос маловато. В итоге в процессе «естественного» отбора должен остаться только один – эдакий Дункан Маклауд из мира рыб-почтальонов.
– Это все подготовительный этап, – рассказывает Александр Ленкин. – В это время делается аниматик – черно-белое кино в очень условном виде, но в том размере, в котором оно будет в итоге. Здесь уже есть первичная озвучка. Аниматик нужен, чтобы мы представляли себе монтаж, как примерно будет расписан звук.
Мультипликатор Андрей Сидоров работает над фильмом «Штраус»
После такой подготовки начинается производственный этап. В нем тоже без чашечки чаю с медом не разобраться.
Сначала делают «лэйаут» – рисуют всего по 2 – 3 картинки на секунду, сканируют и отдают художнику-мультипликатору, чтобы он имел представление, как будет выглядеть та или иная сцена. Мультипликатор делает большее количество рисунков, и там уже есть основные компоновки движений. Это называется черновой мультипликат. Он попадает в руки художникам-прорисовщикам, которые черной гелевой ручкой прорисовывают персонажа: все мелкие детали вплоть до бантиков на ботиночках и пуговок, все нюансы походки, движений.
Затем это все раскрашивается, добавляются фон и эффекты. Цветные картинки собираются вместе – так складывается сцена.
Чтобы создать одну минуту мультика, нужно нарисовать 4,5 тысячи картинок (не кадров, а отдельных персонажей и объектов). Есть сцены, где на секунду надо 300 рисунков, а есть такие, где хватит 12 – 15.
Раньше, когда компьютеров не было, прорисовщики наносили контур тушью и перьевой ручкой на прозрачных пленках – целлулоидах. После высыхания с обратной стороны его заливали специальной краской.
Что посмотреть
Каждый год «Беларусьфильм» выпускает по 8 – 10 фильмов. Их не так много, но все они «в тельняшках», ведь по два десятка наград в год на международных фестивалях за просто так давать не станут.
«Выцананкi-прымаўкi»
«Аповесць мiнулых гадоў»
«Пилипка»
«Каприччио»
«Нестерка»
«Дзед»
– Не думайте, что с использованием компьютеров работа над фильмом стала занимать меньше времени. Иногда она длится даже дольше. Ведь компьютер – это точно такой же инструмент, как карандаш, ластик, просто он дает больше возможностей. При этом ручная работа осталась той же.
– Моя любимая часть работы над кино – перезапись, – рассказывает Александр. – Это финальный этап. Ты приходишь в зал, рядом с тобой сидит звукорежиссер, ты видишь изображение, уже смонтированное и озвученное. Актеры наговорили текст, композитор сочинил музыку, звукооформители записали синхронные и фоновые шумы. Ты целиком видишь готовую продукцию. Чаще тебе после этого хочется застрелиться, потому что ты рассчитывал на одно, а получается совершенно другое. Но я всегда работаю с профессионалами. И в итоге получается настоящее искусство, настоящее волшебство.
Однажды моя мама сидела дома и смотрела мультфильм по телевизору. Он так ей понравился, что она подумала «вот бы мой сынок такое снимал». А потом смотрит титры, а там мое имя. Нам есть чем гордиться, просто наши люди мало знают о том, какая крутая у нас анимация и какие суперпрофессионалы здесь работают. Недавно корейцы совместно с японцами сняли полнометражный фильм про Чебурашку и Гену. Так вот, практически весь подготовительный этап был сделан в Минске.
Факты
Первый в мире мультфильм (в полном понимании этого слова) выпущен в 1897 году и был рекламой порошка для изготовления крема.
Первый компьютерный мультфильм в истории – «История игрушек», снятая в 1995-м.
За мультфильм «Белоснежка и семь гномов» Уолту Диснею в 1937 году вручили особую премию «Оскар»: одну большую статуэтку и семь маленьких.
Фото Владимира ШЛАПАКА