Сегодня Международный день анимации. Беседа с режиссером-аниматором Ириной Кодюковой

Мультстудии нужна ре–анимация

Почему наши мультфильмы не показывают по телевизору?
В день, когда вся планета празднует Всемирный день анимации, белорусским мультипликаторам только и остается, что поднять бокалы с шипучей безалкогольной газировкой да вспомнить дела давно минувших дней. Когда–то анимационная студия «Беларусьфильма» гремела на весь Советский Союз, лопатой гребла призы на всесоюзных и международных фестивалях и знать не знала про кризисы и технологии 3D. Но все это — славное прошлое. Сегодня увидеть на отечественных телеканалах мультфильмы родного производства — редкая удача. Впрочем, то, что наши мультфильмы не показывают по телевизору (за счастливое исключение стоит поблагодарить телеканал «Беларусь 3»), совсем не означает, что их перестали снимать. Хорошие фильмы, утверждает режиссер–аниматор Ирина Кодюкова, появились и появляются. Но чаще всего это происходит «вопреки», когда воля художника преодолевает препоны и преграды, встающие на пути. Какие — вместе с Ириной Валентиновной разбирались корреспонденты «СБ».



Проблема первая. Производственная

— Техническая база студии оставляет желать лучшего. В кабинетах по–прежнему та же аппаратура, те же столы, которые стояли здесь 30 лет назад, страшные, колченогие, помнящие не одно поколение аниматоров. Конечно, кое–какая цифровая техника покупается, но о хорошей современной технической базе студия может только мечтать. Так же, как и о хороших молодых специалистах, которые после окончания академии (искусств. — Прим. авт.) совсем не горят желанием идти работать на «Беларусьфильм». Да и чем мы можем их привлечь? Низкими зарплатами? Отсутствием нормальных условий для работы? Конечно, есть те счастливые исключения, которые даже в эпоху всевозможных 3D– и 5D–технологий горят желанием работать в старой доброй технике многоярусной перекладки. И не слушайте скептиков — она не умирает, просто сегодня ею мало кто занимается. Потому что гораздо проще делать перекладку на компьютере. Но в этом случае уходит магия, сопричастность. Сравните с фабричным производством, где главное — объем продаж, технологии, скорость. Но есть же и ручные изделия, штучные. Их мало, делать их труднее и дольше. Но они привлекают внимание, живут. То же самое с анимацией.


Ирина Кодюкова

Проблема вторая. Сценарная

— Это очень болезненная для нас тема. И я честно не понимаю, что происходит сейчас на «Беларусьфильме». Почему утверждается сценарий, который еще несколько лет назад был отклонен худсоветом как несостоятельный, неактуальный? А сейчас он появляется и запускается в производство как новый и нужный для детей...

Увы, нынешняя сценарная политика студии зависит от случайных людей. Мы толком не знаем, кто входит в экспертный совет, каким образом он принимает решения о состоятельности тех или иных работ. Есть ли там мультипликаторы? Нет. Детские психологи? Тоже нет. Зато есть представители Министерства культуры, которые о мультипликации не знают ровным счетом ни–че–го. Но именно эти люди решают, как нам работать и что снимать! Как такое возможно? Меня же не зовут в театр балет обсуждать, давать советы и рекомендации его руководству. Это смешно и нелепо.

Директивные посылы ни к чему хорошему не приводят. Сейчас, если мы хотим работать, то просто вынуждены подгонять сценарий под требования Министерства культуры. Недавно я вернулась с трех крупных анимационных фестивалей. Бывает, нам кажется, будто мы придумали что–то новое, такое, чего еще никто не делал. А приезжаешь на фестиваль — и раз! — оказывается, кто–то в этом же русле уже что–то сделал. И ты начинаешь искать новую тему, другое поле, по которому еще никто не ходил. А те, кто предлагает свои темы сверху, не понимают этого, им кажется, можно сделать вот это — и все будет хорошо. И объяснить невозможно, потому что у нас нет платформы для диалога. Но почему? Мы же не диверсанты, не хотим ничего этакого протащить на экраны... Я, например, просто одержима просветительскими идеями, считаю, что детей уже достаточно развлекли, их нужно еще и обучать. Это необходимо, но в занимательной форме. А сейчас я прочла один сценарий, спущенный сверху — да ни один ребенок не будет это смотреть! Но где–то «там» зато будет галочка, что выпущен обучающий и развивающий фильм...


С помощью тысяч крохотных деталей и контуров на прозрачной пленке 
белорусский режиссер Владимир Петкевич кропотливо создает собственный мир. 

Проблема третья. Фестивальная

— У нас, поверьте, выходит много хороших фильмов. И они по–прежнему, пусть и не так много, берут призы на престижных международных фестивалях. Но что печально: на родине этих картин не видели, и никто не знает их создателей. А ведь аниматорам, как и любому представителю творческой профессии, нужны признание, отдача.

Обидно ли, что наши фильмы не доходят до зрителя? Очень. А еще обиднее, когда коллеги на фестивалях говорят: «Ребята, да что с вами происходит?» Если раньше мы ни разу не уезжали из Суздаля (там проходит ежегодный Открытый российский фестиваль анимационного кино. — Прим. авт.) без наград, то сейчас, увы, значительная часть работ не проходит даже в основной конкурс.

Когда мы работаем в составе жюри, то смотрим по 10 часов мультфильмов в день — это, поверьте, очень тяжелая работа. Студия эти поездки нам не оплачивает, ездим за свои средства. А если нужно будет, то и пешком пойдем. А как иначе, если в эту профессию вложена вся жизнь? Но на этих фестивалях не бывают те, от кого зависит тематический план в нашей студии. На просмотрах, которые мы организуем в Минске, они тоже не присутствуют. Поэтому вдвойне обидно, когда приносишь сценарий, а в ответ получаешь: «Детям это будет непонятно». Не говорите за детей! Вы посмотрели рядом с ними сотни мультфильмов? Нет. Видели их реакцию? Нет. А я посмотрела. И с каждым новым просмотром открывала для себя удивительные вещи. Например, когда смотрели с ребятами мою картину «Ужин в сочельник», сцены, которые я считала проходными, у детей оказались самыми любимыми. И наоборот, то, от чего, я считала, они будут в восторге, дети приняли достаточно прохладно.


Кадры из мультфильма «Шопен» режиссера Ирины Кодюковой.


Мультфильмы made in Belarus побывали уже во всех уголках планеты. 
При этом на родине их почти не видят. Почему?

Проблема четвертая. Эстетическая

— Много говорят о том, что удержать интерес детей даже самыми замечательными советскими мультиками, снятыми 30 — 40 лет назад, скоро будет очень сложно. Мол, нынешние дети поголовно предпочитают старым добрым Чебурашке и Крокодилу Гене смурфиков и фиксиков. Так вот: детский вкус формируют родители. И если им проще включить телевизор, чтобы ребенок не отвлекал и безостановочно смотрел каналы, на котором мультики идут нон–стоп, то о каком формировании детского вкуса мы можем говорить?

Родители должны смотреть мультфильмы вместе с детьми. Выбирать, обсуждать. Нормальный, думающий, родитель не будет показывать своему ребенку новую «Снежную королеву», а покажет ту, старую, любимую многими поколениями сказку, которой сейчас под 60 лет. Сколько я ни смотрю, каждый раз поражаюсь глубине и качеству этого фильма.

Компетентно

Светлана Ярошевич, начальник управления по кинематографии Министерства культуры:

— От киностудии мы ежегодно принимаем заявки на открытый республиканский конкурс кинопроектов на производство фильмов в пределах социально–творческих заказов. Эти заявки рассматривает компетентное жюри. Оно же принимает решение о состоятельности тех или иных работ. Персональный состав утверждается Министерством культуры. Но при необходимости комиссия привлекает экспертов для консультаций и получения экспертного заключения по оценке и сравнению кинопроектов.

Прямая речь

Игорь Галиновский, директор студии анимационных фильмов УП «Национальная киностудия «Беларусьфильм»:

— В силу сложившейся в киноотрасли ситуации трудно живется не только студии анимационных фильмов. Впрочем, по сравнению, например, со студией игрового кино финансирование все же идет: на фильмы, которые были или еще будут выпущены в 2015 году, выделено 8 миллиардов 713 миллионов белорусских рублей. Бюджет на картины, которые выйдут в 2016 году, составляет уже 12,5 миллиарда рублей.

С другой стороны, вопросы технической базы по–прежнему остаются актуальными. Мы не получали нового оборудования уже 6 лет. А ведь компьютерные программы устаревают очень быстро: сегодня даже ребенок не будет играть на компьютере трехлетней давности.

Что касается сценарной политики, то студия ею не занимается. Наш заказчик — Министерство культуры, мы — исполнители. Поэтому решение о запуске тех или иных проектов принимается исключительно в стенах Минкульта.

Справка «СБ»

В 2015 году на студии анимационных фильмов выпустили 8 работ: «Сказки старого пианино. Штраус» (реж. Е.Петкевич), «Глупая пани и «разумный» пан» (реж. И.Волчек), «Вясна ўвосень» (реж. Т.Кублицкая), «Ложка для солдата» (реж. И.Тарасова), «Аповесць мiнулых гадоў. Частка сёмая» (коллектив режиссеров), «Рыбка по имени Нельзя 6» (реж. А.Ленкин), «Якiя сны снiць мядзведзь» (реж. Р.Синкевич), «Легенды и сказания Беларуси. Аист» (реж. В.Петкевич). До конца года в производство запустят еще 10 фильмов.

leonovich@sb.by

Фото: Виталий Гиль, Александр Ружечка

Советская Белоруссия № 208 (24838). Среда, 28 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter