Источник: Знамя юности
Знамя юности

В одной темной-темной комнате… Почему возвращается мода на диафильмы?

Мультфильм в кармане

Не сочтите меня мамонтом, но я помню, как папа запускал диапроектор и в луче света начинали летать пылинки, а на стене, которая играла роль экрана, появлялись картинки с подписями. Конечно, они не были похожи на современные яркие и динамичные мультики, но как же здорово фантазия дорисовывала все, чего не хватало! Между прочим, в наши дни диафильмы снова в моде. Любители «пленки» отыскивают советские проекторы на барахолках, бережно сдувают пыль и погружаются в мир старых добрых сказок, где нет суеты и спешки.



У режиссера Натальи Левановой – коллекция из 400 мультфильмов. Самые старые пленки датируются 1950-ми годами. Со временем часть из них выцвела (исчезли синий и зеленый цвета), поэтому изображение стало охристым и ламповым. Коллекция Натальи начиналась с мультиков, которые сохранились у ее родителей:

– Когда я была маленькой, мы жили в общежитии. Телевизора у нас не было, поэтому вместо мультфильмов смотрели диафильмы. В тесную комнатушку набивалась вся детвора с нашего этажа, мама занавешивала простыней окно, папа читал текст, а через всю комнату бежал световой луч. Это завораживающее таинство, что-то среднее между театром и мультипликацией.

Прошло больше двух десятков лет. Наталья выросла и почти забыла о детском увлечении. Может быть, она и не вспомнила бы о нем, если бы отец не решил сделать ревизию:

– Папа позвонил посоветоваться, может ли он выбросить 80 пленок и проектор, потому что они занимали слишком много места. Меня как током ударило: как выбросить? Это же мое детство. Ностальгия по тем временам просто накрыла, и я забрала их в тот же вечер.

Вместе с мужем Виктором Красовским они попробовали запустить аппарат, но не получилось – перегорела лампа. Найти запчасть было не так-то просто, но супруги все же починили устройство. Первым зрителем вместе с Натальей и Виктором стал их полуторагодовалый сын Клим. Постепенно в семье прижилась традиция смотреть по вечерам диафильмы, укутавшись в теплый плед и с кружкой какао в руках.

Когда супруги решили пополнить домашний архив, узнали, что пленки с 90-х годов не выпускают. Кстати, многочисленные коллекционеры немало копий поломали в дебатах, выясняя, какой именно мультфильм стал последним. Как вариант называют «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и «Аленький цветочек». 

Так как новых не достать, многие фанаты оцифровывают старые диафильмы и выкладывают их в интернете. Но в этом, пожалуй, есть что-то ненастоящее. Ведь истинное очарование – в запахе нагретой пленки, в тихом шелесте проектора, в луче, транслирующем изображение. Поэтому некоторые компании переводят диафильмы в цифру, а затем заново записывают их на пленку. Самый новый диафильм в коллекции Натальи – «Сказка про пап» молодой белорусской художницы Анны Силивончик, которая нарисовала трогательную историю о том, как мальчик скучал без отца и искал его. Красочный мульт­фильм наполнен юмором и теплотой.

Проекторы тоже можно купить современные, но у Натальи с мужем олдскульные традиции:

– Чтобы вся наша коллекция пленок не пылилась на полках, со временем мы решили устраивать массовые показы, но для них наш проектор был недостаточно мощный. Купили в интернете старый добрый «Пеленг» времен СССР, который позволяет получить качественное изображение диагональю до 10 метров. Изначально понимали: чтобы удержать внимание детской аудитории, мало просто выключить свет и начать читать текст, нужно было сделать что-то наподобие спектакля. К озвучке пригласили профессиональных актеров Елену Гиренок, Александра Ефремова, Антона Макуху, а также музыканта Андрея Евдокимова, который отвечает за музыкальную атмосферу. И сами показы вышли в отдельный проект под названием «Диафильм live». С показами мы успели побывать в десятках городов. 

В коллекции Натальи есть российские и белорусские диафильмы

Наталья не отрицает, что воспринимать диафильмы некоторым детям сложно: они привыкли к быстрой смене картинок, экшену и динамике, поэтому статичные кадры им «не заходят». Бывает, нужно несколько раз предложить ребенку посмотреть пленку, чтобы он втянулся. При этом всех без исключения притягивает процесс запуска изображения.

Вместе с командой единомышленников Наталья устраивает и просмотры для взрослых. Так, детская сказка про Колобка превратилась в блюзовую дорожную историю, а наивный «Теремок» зазвучал в стиле регги.


СКАЗАНО

Наталья Таран, семейный и детский психолог:

– Самый большой плюс диафильмов в том, что они помогают сплотить родителей и ребенка, найти темы для обсуждения. Этот эмоциональный контакт необходим всем без исключения, его не может дать ни совместный просмотр мультфильмов, ни прослушивание аудиосказок. И хотя многие думают, что диафильмы интересны только дошколятам, семейные просмотры полезны и подросткам, которые чаще малышей подвержены стрессам. Сесть полистать слайды для них – это как подзарядить батарейку, напитаться энергией и родительской заботой. Правда, при этом важно по-настоящему любить слайды, а не делать это, потому что так советуют психологи. Кроме всего прочего, диафильмы развивают детей, причем гораздо эффективнее, чем мультики. При просмотре слайда у ребенка задействованы и воображение, и память, он мыслит образами, активно фантазирует, получает первые навыки чтения.

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter