— Андрей, как возникла рубрика «Накипело» на СТВ, давно она существует?
— С начала 2020 года. А возникла очень просто. Игорь Луцкий, бывший тогда генеральным директором СТВ, активно искал нечто новое для телеканала. И главный редактор издательского дома «Беларусь сегодня» Дмитрий Жук предложил ему мою авторскую рубрику «Накипело» в «СБ» адаптировать под телевидение. Так что «Накипело» в каком‑то смысле предтеча многих вещей, которые потом начали происходить в эфире СТВ. Всегда сложно быть первым: ты проламываешься в непонятное, неизвестное пространство, не знаешь, как тебя примут, будут ли это вообще смотреть. И если все получилось, то остальным потом уже проще. Новый руководитель телеканала Кирилл Казаков очень точно подхватил идею развития авторской телевизионной журналистики, назовем ее так. А по мне — это просто давать слово вменяемым людям и не бояться, будут ли их смотреть, если они сольно вышли на камеру. Будут, если человеку есть что сказать.
— Тексты для этой рубрики готовятся отдельно? Или с экрана звучит то, что в печатном виде выходит в «СБ»?
— Когда как. Мы с Кириллом Казаковым в тесном контакте, и иногда он говорит о какой‑то из опубликованных статей — вот это мне нравится, и тогда я текст адаптирую для телепрограммы. А в другой раз что‑то специально пишу на заданную тему.
— А кто придумал такую интересную упаковку для «Накипело»? Этот чайничек, горелку?
— Когда готовили проект к запуску, нам выделили лучшие силы — режиссера и редактора, и втроем мы начали думать, как это все будет выглядеть. Вот так мозговым штурмом придумали и этот чайник, и эти гвозди... Ребята очень хорошо подложили музыку под заставку, мне она помогает — создает настрой перед тем, как я говорю: «Здрас‑сьте!»
— Проблемы с выходом в кадр, я так понимаю, у тебя нет — с учетом опыта, КВН и появлений в публичном пространстве?
— Если ты достиг определенного уровня, то задача — по крайней мере не опускаться. А значит, нужно готовиться все равно. Потому что если этого не делать, то будет если не провальный, то не самый удачный эфир. Мне относительно легко, потому что я знаю, какие этапы надо пройти, прежде чем встать перед камерой, и честно их прохожу. Без техосмотра самолета ни молодой летчик, ни Чкалов в небо не поднимется. То есть это обязательное условие. Об этом почему‑то многие, поймав звезду, забывают.
— Два самых страшных для «невероятных» героя медиаполя на сегодня — ты и Гриша Азарёнок. И каково быть для кого‑то монстром, живущим в шкафу?
— Я это вообще на себя не примеряю. Знаю, что такое отношение существует, но существует оно абсолютно отдельно от моего самовосприятия. Ну да, я понимаю, что могу кого‑то приложить, но тут ситуация очень простая: если есть за что.
Вопрос в том, что ничего не успокоилось и не закончилось. Более того, мы по‑прежнему на войне. Люди не понимают, что война — это не только когда вокруг ездят машины и гудят клаксонами.Это и когда тебе постоянно капают на мозги телеграм‑каналы, и когда приезжают Мэтью Чанс и Стив Розенберг и задают одни и те же вопросы — и ты понимаешь, что они потом будут транслировать там, у себя. Война продолжается, поэтому какие тут личные амбиции? Многое еще предстоит сделать.
— Нам, я имею в виду журналистов государственных СМИ, часто ставят в вину бескомпромиссность позиции — дескать, вы не готовы договариваться… Насколько, по‑твоему, это справедливый упрек?
— У меня вышла книга «Революция мокрых штанов». В ней все мои статьи в «СБ», которые я не правил: я их отобрал и разложил по разделам. Они публикуются в хронологическом порядке — с начала и до конца 2020‑го, это срез за один год. Я сейчас записываю аудиокнигу и как раз свои материалы перечитываю.
Так вот, ребята, просто откройте нашу же газету, какие мы мягкие были в начале 2020‑го! Насколько мы боялись кого‑то обидеть! Да что говорить — до июля фактически, когда мятеж был практически готов и те, кто собирался участвовать в блицкриге, уже фотографировались на фоне кинотеатра «Победа» с бокалами шампанского, мы все еще уговаривали: «Одумайтесь, не делайте этого, не нужно!»Когда мы увидели, что на нас уже идут сцепками, колоннами, с файерами, с булыжниками — тогда и появилась жесткая риторика. Опять же, надо понимать, как работает нормальная государственная машина: она долго заводится, но потом едет до конца. А я сейчас не готов прощать кого‑то, видя, насколько люди упорствуют в своих заблуждениях и сколько вреда они продолжают приносить нашему обществу. Поле от сорняков должно быть зачищено полностью. Нет смысла останавливаться на середине, иначе потом все начнется заново.
— А если кто‑то одумается? По себе сужу: я, как и многие рожденные в СССР, когда‑то придерживалась вполне либеральных взглядов. Но есть вещи, с которыми порядочный человек не может быть солидарен. И в конечном итоге защита интересов государства стала абсолютно сознательным и естественным выбором.
— Стесняться того, что ты в молодости был революционером, а с возрастом стал консерватором, глупо. Это нормальный путь, который проходит человеческая особь, не отказывающая себе в умственном развитии. Анатолий Вассерман (а он был таким либералом и демократом!) неоднократно говорил, что разобрался и понял, как его обманули. Теперь он ярый государственник, причем вооруженный интеллектом и с фактами в руках. У меня та же история, что и у тебя. Потому что КВН по молодости — это было постоянное подшучивание, подкалывание, и в первую очередь — окружающей тебя государственной системы. Сейчас я не готов ее подкалывать: вот будет мирное время — и опять начну, чтобы не расслаблялись. Но я же не уничтожить систему хочу — я хочу, чтобы она была лучше.
Поэтому если кто‑то одумался, мне нужно видеть, в чем это выражается. Напиши хотя бы пост в том же Фейсбуке, где ты выкладывал песню «Перамен». Напиши — и я прочитаю. Раскаяние должно быть деятельным. Покажи, сделай что‑нибудь в своей новой, осознанной парадигме.Есть же наглядные примеры — Юрий Воскресенский и Илья Бегун. Вы к ним можете относиться как угодно, но нельзя не зафиксировать конкретные моменты: люди были в том стане, осознали происходящее, перешли на сторону государственников и государства — и активно эту позицию артикулируют и защищают. Вот что самое главное.
— Возвращаясь к прозвучавшей теме об аудиокниге — знаю, что поклонники могут найти ее фрагменты на сайте «Альфа Радио», а еще где?
— Есть мобильное приложение «Чытанка», которое запустил Мининформ, там постепенно выкладываются длинные часовые фрагменты. Когда я дочитаю все, то появится единый файл, который вместит книгу целиком. На «Альфа Радио» запись идет небольшими главками. Помню, однажды показалось, что пропустили один выпуск — и разочарованные слушатели тут же начали спрашивать, что случилось.
— То есть востребованность есть. Но это и рубрики «Накипело» на СТВ касается: вообще, тот факт, что на телевидении сольный проект подобного рода существует уже практически два года — вещь беспрецедентная…
— У меня была мысль весной 2021‑го, когда закончилась активная фаза мятежа, что рубрика «Накипело» свое отстреляла и нужно переходить в другой формат, даже набрасывал какие‑то планы... Но нет. Просто теперь я стараюсь придерживаться более аналитического, историчного подхода, смотреть на картину в целом. И вот эта часть потенциала «Накипело» еще не исчерпана.
ovsepyan@sb.by