Мудрость рождается в обучении

Собственные программы обучения и повышения квалификации менеджмента формируют внутренние компетенции для более эффективного управления экономикой 

Знаменитый канцлер Отто фон Бисмарк справедливо утверждал: войны выигрывает учитель. Это справедливо и для экономического противостояния. В этом отношении надо отдать должное западным стратегам: они активно продвигали свои образовательные и другие программы во всех регионах мира, включая постсоветский. В значительной мере выпускники этих программ, в основе которых заложены постулаты различных либеральных экономических теорий, и явились, начиная с лихих 90-х, своеобразными проводниками так называемых западных ценностей. Этот тезис относится и к отечественным реалиям. Немалое количество наших топ-менеджеров получили корочки МВА либо в зарубежных бизнес-школах, либо в наших, но на программах, сформированных по импортному образу и подобию. И если говорить об импортозамещении, то очень важно сформировать собственные компетенции в области бизнеса. Как мне кажется, в этом лежит корень конкурентоспособности отдельных предприятий, отраслей и страны.

Любому мастерству надо учиться.
anticwar.ru

Возвращение к истокам

Есть у нас не совсем хорошая традиция: при решении многих проблем в экономике ссылаться на зарубежный опыт. Являясь противником автаркии (особенно в науке и образовании), глубоко убежден: иностранный опыт вне сомнения надо изучать, но прямое заимствование, в частности в области повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров в системе госуправления, включая управление госактивами, с учетом собственного пути развития вряд ли уместно. Да и опыт целого ряда стран об этом свидетельствует. 

Формула успеха по большому счету у каждой страны своя. Нет универсальных алгоритмов. Это и понятно: даже если проанализировать глубоко страны коллективного Запада, которые декларируют приоритет «невидимой руки рынка» над координирующей ролью государства, то окажется, что между ними больше различий, чем схожестей. Не говоря уже про государства в других регионах. Каждая успешная страна, строящая суверенную экономику, выбирает свою архитектуру исходя из сырьевых ресурсов, международных связей, социального устройства и множества других параметров. Их сочетание неповторимо. Благополучие через копирование чужого успеха — недостижимый миф. 

Многие учебники по современному менеджменту можно уже отправить в архив. Ведь в чем был смысл программ МВА (Master of Business Administration) еще в недалеком прошлом: подготовить менеджера к работе на открытом глобальном рынке, когда все конкурируют со всеми за ресурсы, кадры, потребителей. Такую конфигурацию мира под сомнение поставила пандемия. А сегодняшние экономические войны, переросшие в региональные санкционные, заставляют полностью пересмотреть подходы к организации производства. 

Именно поэтому сейчас, как мне кажется, приобретает огромную ценность опыт построения советских предприятий и экономики. Если отбросить идеологические моменты, то алгоритмы времен холодной войны могут пережить реинкарнацию. Как верно было отмечено во время встречи президентов Беларуси и России, ­СССР жил под жесткими иностранными экономическими санкциями, порой в изоляции, но государство развивалось и даже достигало значительных успехов. Обладая таким опытом, с точки зрения менеджмента и выстраивания бизнес-процессов, исходя не из глобального мира и специализации, а жесткой регионализации белорусская, да и российская, экономика может получить дополнительный заряд конкурентоспособности.

Хорошо забытое старое

К сожалению, до последнего времени к собственному опыту мы относились весьма предвзято. Хотя, скажем, первые учебники по эффективности организации труда появились в Советском Союзе еще в 1930-х. На Западе этим вопросом научно начали заниматься намного позже, реализуя идеи в принципах Lean (бережливое производство) и других концепциях. Поддавшись моде, с 1990-х мы их бросились изу­чать. А ведь на самом деле были и свои компетенции, более адаптированные к отечественным реалиям. Пример. Один из «железных наркомов» Борис Ванников смог в годы войны чуть ли не в два раза снизить себестоимость производства боеприпасов, а за два военных года кратно увеличить их производство! А товарищ Лазарь Каганович, нарком путей сообщения, летом 1941-го смог переместить сотни предприятий за Урал. Оборудование перевозилось разными эшелонами, под бомбежками, по забитым воинскими составами путям сообщения. Но все грузы прибыли в нужное место назначения, не перепутались, поэтому предприятия быстро разворачивались на новом месте. Это грандиозная, уникальная логистическая спецоперация, по сравнению с которой нарушение современных цепочек поставок — плевая проблема. В 1950-е же на «ровном месте» Сергею Королеву с подвижниками удалось не только обогнать американцев в ракетостроении, но и создать многоплановую космическую индустрию, которая освоила выпуск нужных материалов, электроники, приборов и бесконечную номенклатуру другой продукции, необходимой для полетов. В то время импортными материалами в стратегических отраслях принципиально не пользовались. Это яркие примеры, что в области выстраивания бизнес-процессов у нас есть богатая история. 

В какой-то степени советские компетенции вытеснили импортные теории и подходы. Возможно, в этом и был какой-то смысл: в воздухе в начале 2000-х витали идеи справедливой глобализации. Но получилось то, что получилось. История сделала виток — и сегодня, по сути, международная и экономическая ситуация напоминает скорее конфигурацию противостояния середины прошлого века. 

Часто можно слышать тезис, что только международные управленческие практики делают компанию конкурентоспособной. Однако таких универсальных рецептов в мире просто нет! Если пристально посмотреть на самые успешные корпорации, то и тут у каждой свой особый стиль управления: от самых демократичных с коллегиальным принятием решений до весьма тоталитарных, когда ключевой владелец является царем и богом, решения которого не обсуждаются, а только выполняются. На самом деле создать успешный бизнес сродни искусству. И каждая продвинутая компания неповторима в организации своих бизнес-процессов. 

Особенности национального менеджмента

Другой вопрос, что любому мастерству нужно учиться. И талант должен дополняться школой. В последнем пункте, к сожалению, Беларусь не сильно преуспела. Обычно старались копировать импортные образовательные бизнес-программы. Казалось бы, как мы можем в этом вопросе соперничать с западными странами, ведь у них опыт предпринимательства измеряется веками! 

Но мы можем. В отраслевом институте Министерства промышленности «Кадры индустрии» сформировали курс МВА с акцентом на белорусские реалии и приоритеты. Справедливости ради надо отметить: на старте, в 2019 году, выполняя соответствующее поручение Правительства, первую программу бизнес-образования институт формировал совместно с партнерской бизнес-школой. Но даже тогда выбранные приоритеты потребовали внесения радикальных изменений в традиционные программы. 

Первый блин не был комом — целый ряд выпускников первого выпуска программы МВА сегодня занимают ответственные должности как в Минпроме, так и на ведущих отраслевых предприятиях. Но реалии сегодняшнего дня диктуют дальнейшее совершенствование учебного процесса. В новом учебном году по поручению министра промышленности Петра Пархомчика в институте разработана и начала реализовываться новая образовательная программа переподготовки. Ее особенность заключается в том, что, помимо дисциплин, предусмотренных типовым учебным планом по специальности «деловое администрирование» с присвоением квалификации «менеджер-экономист», предусмотрены курсы по бизнес-среде, лидерству, личной и профессиональной эффективности, операционному и корпоративному управлению, риск-менеджменту и другие. 

Другой вопрос, что сегодня различные образовательные программы с отечественными корнями, на мой взгляд, в недостаточной степени поддерживаются государством. Пока они фактически являются хозрасчетными. В то время как, например, в России ряд аналогичных проектов реализуется при поддержке бюджета, который на определенных условиях оплачивает менеджерам повышение квалификации. Ведь далеко не у всех предприятий, увы, есть средства на обучение специалистов. Чтобы стать успешными, им необходимы квалифицированные руководители. Купить таковых на стороне слишком дорого, да и в дефиците нынче квалифицированные менеджеры. Готовить собственные кадры тоже недешевое удовольствие. Иной раз получается замкнутый круг: для успеха нужны управленцы, а чтобы их подготовить — нужны деньги, которых нет, так как слабоват менеджерский корпус. И именно государству под силу разорвать эту цепочку. И в этой части отечественный опыт, включая советский, необходимо систематизировать, анализировать и масштабировать. И бизнес-школы (как на базе «Кадров индустрии», так и учреждений образования, в том числе частных) являются одними из центров новых управленческих компетенций. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter