Мучительный выбор

Я заканчивала университет как раз тогда, когда в нашей стране зарождался рынок.
Я заканчивала университет как раз тогда, когда в нашей стране зарождался рынок. Что это такое, мы представляли смутно, но страшно хотели перемен. До оскомины надоела монотонность быта: один сорт колбасы в магазине, одна модель телевизора, один канал новостей, одни и те же книги и герои. Но однажды на лекцию по психологии пришла новая преподавательница. И завела она разговор о насущном моменте. "Если вы думаете, что свобода выбора - это безусловное благо всегда и для всех, то глубоко заблуждаетесь", - ошарашила нас психолог и описала реальный научный эксперимент. Одному рабочему дали переносить абсолютно одинаковые детали, другому предложено было выбирать нужную деталь из трех модификаций. Первый бодро отработал 8 часов, второй "сломался" на середине смены. Необходимость выбора явилась тому причиной.

Теперь у нас "эксперименты" случаются ежедневно. В общества потребителей каждый месяц обращаются две-три сотни человек, оказавшихся не готовыми к самой простой степени свободы - выбору товаров. Вот типичный пример. Пенсионерка Раиса Каштелянчик из Кобринского района решила накануне Нового года порадовать себя новым пылесосом. Казалось бы, задачка проще простого. Но в прежние советские времена магазины предлагали пылесосы, отличавшиеся, пожалуй, только расцветкой. Все словно близнецы были сделаны по одним ГОСТам, не один год испытывались, прежде чем попасть в торговую сеть, да и изготовители были известны и доступны. Теперь пылесосы нам везут из Китая, Кореи, России... Кто, где и как их собирал - тайна, покрытая мраком. Промышленная глобализация стерла национальные границы. Известные технические концерны строят заводы где-нибудь в Индокитае. И, эксплуатируя дешевый труд тамошних рабочих, снабжают мир своей аппаратурой. Она, как правило, обеспечена техпаспортом, имеет сертификат соответствия качества. Но этот документ, как пояснила заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей Тамара Бельская, означает лишь то, что пылесос безопасен в быту и в один прекрасный момент не убьет хозяина током. К потребительским свойствам он имеет весьма отдаленное отношение.

Короче, включила Раиса Николаевна дома пылесос, приложила его к ковру и не смогла сдвинуть щетку с места. Понесла товар обратно в магазин. А там от ворот поворот: "Товар исправный, техническим характеристикам соответствует. А что ковер засасывает, так об этом раньше думать надо было. Аппарат мощный - полторы тысячи ватт, это вам не советский пылесос".

"Продавец совершенно прав, - комментирует ситуацию Тамара Бельская, - женщина сама сделала выбор, купив мощный пылесос. Замене такой товар не подлежит". Вывод: не спешите что-либо выбирать слепо, следуя примеру соседей, знакомых и друзей, а тщательно изучите технические характеристики приобретаемой аппаратуры. Что одному хорошо, то другому может сулить массу неприятностей.

Минчанин Александр Гуринович попал в иную переделку. Он решил экономить воду. По рекомендации специалистов ЖЭСа купил все необходимое в специализированном магазине сантехоборудования, и в частности итальянский шаровой кран-вентиль. Оплатил в ЖЭСе установку оборудования и даже зарегистрировал счетчики в "Водоканале". Теперь во все эти организации он пишет жалобы. Всего через 9 месяцев на итальянском шаровом кране лопнула гайка и вода хлынула к соседям. Те предъявили Александру Юльяновичу кругленький счет за ремонт своих "апартаментов". Чем закончится дело, пока неизвестно. А что до жалоб, то в ЖРЭО и управлении жилищного хозяйства заявителю ответили, что сантехники тут ни при чем. Качество запорной арматуры по внешнему виду не определяется. "Нужна экспертиза, - подтвердила начальник отдела защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Наркевич, - но прежде покупатель должен предъявить чек, подтверждающий покупку вентилей в магазине, или каким-либо другим способом факт покупки доказать". Тогда экспертизу будет делать магазин, и если вентиль "левый" и не держит необходимые нагрузки, пострадавшему покупателю оплатят все, включая ремонт у соседа. Но, к сожалению, Александр Гуринович чек не сохранил, ему и в голову не могло прийти, что в специализированном магазине могут продавать заведомый брак. Оказывается, могут. Ведь у нас рынок, и протестировать все, что ввозится в страну, немыслимо. Не делают этого нигде в мире. А права потребителя защищают специальным законом. Есть такой и у нас.

И если бы Петр Стасюневич из Борисова, еще один обманутый покупатель, внимательно с ним ознакомился, то четко представлял бы, что делать. По закону о защите прав потребителей продавец в течение 2 лет отвечает за качество своего товара. Петр Антонович не так давно купил трос спидометра к автомобилю "Форд". Сам его установил и проехал всего 20 метров. Трос развалился, а в магазине отказались принять претензии, мол, нечего было самому устанавливать. "Но я автомобилист с 30-летним стажем, - возмущается господин Стасюневич, - и чтобы установить трос, больших навыков не нужно". Как посоветовали оба уже упомянутых эксперта, покупателю следовало не вступать в долгие дискуссии, а вернуть товар в магазин (не берут - так послать по почте с уведомлением), приложить чек, изложить письменно претензии и ждать результатов экспертизы. Если трос просто был некачественным, его заменят. В противном случае, увы, придется еще и за экспертизу заплатить.

Утка с номером

Советы от заместителя директора Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Валерия Гуревича

: - Во Франции есть очень дорогой ресторан, где посетителям подают утку... с сертификатом и персональным номером. Если еще живая птица не вызывает сомнений, через некоторое время из нее приготовят отличное жаркое. Это очень хороший пример для подражания. В идеале каждый производитель товара должен стремиться дать покупателю наиболее полную информацию о нем.

На этот счет мы разработали правила игры, обязательные к исполнению на территории нашей страны. Стандарт на маркировку продовольственных товаров действует с июля 1999 года. И если вы покупаете батон колбасы, то непосредственно на нем или в сопроводительных документах мясокомбинат указывает все свои реквизиты и рецептуру приготовления продукта: какая использовалась говядина, свинина, есть ли соя, пищевые добавки. Причем ингредиенты всегда расположены по мере убывания их процентного содержания в колбасе. Если за словом "говядина" в этикетке сразу следует крупа, то продукт трудно назвать колбасой.

В ноябре 2002 года для отдельных бытовых электрических приборов утвержден госстандарт на классы энергоэффективности. Их всего 7, и они четко подразделяют все марки холодильников, стиральных машин-автоматов, электроплит и прочих электроприборов по количеству потребляемой энергии. Красный цвет маркировки соответствует классу G и предупреждает покупателя, что холодильник дорого обойдется в работе. Ярко-зеленая геометрическая фигура с буквой А означает обратное. Золотая середина (многоугольник желтого цвета) - класс Д.

С 1 января нынешнего года в Беларуси вступил в действие новый стандарт по маркировке потребительских товаров. Мы надеемся, что его исполнение поставит заслон проникновению на рынок контрафактной продукции. Каждый экземпляр промышленного изделия (за исключением авиационной, военной техники, вооружения, картин, медикаментов, парфюмерно-косметических товаров и сигарет, которые регулируются другими стандартами) должен сообщать полную информацию о нем. Например, откуда привезен, какая фирма его изготовила, ее полный адрес, назначение товара и полные потребительские свойства, срок годности, хранения и т.д. За соблюдение стандарта маркировки отечественных товаров отвечает производитель, а импортных - продавец.

Торговые предприятия должны указывать цену товара на килограмм или литр, чтобы покупатель мог свободно ориентироваться, насколько выгодно приобретение.

Осторожно: кот в мешке!

Рекомендации Виктора Нарыгина, начальника отдела госнадзора Госстандарта

: - Соблюдение маркировки товаров обязательно. Нарушителям грозит штраф от 25 до 75 процентов от суммы реализованной продукции и запрет ее продажи. А покупателю мой совет: если продавец отказывается сообщать полную информацию о производителе и товаре, откажитесь от покупки. Тем самым мы вместе с вами защитим рынок от недобросовестной конкуренции.

Содержимое товара в упаковке должно составлять не менее 70 процентов от ее объема, а на консервах с заливкой указывается чистый вес продукта.

О продавцах воздуха

Нюансы об упаковке от Марины Солдатенко, инженера Белорусского государственного института метрологии

: - В последнее время магазины буквально наводнили большие красочно оформленные коробки шоколадных конфет, косметической и парфюмерной продукции, яркие пакетики чипсов и сухариков. Но радость покупки омрачена тем, что в большинстве случаев мы платим не столько за товар, сколько за воздух. Например, в огромной коробке оказывается всего 200 граммов конфет. Подобная "экономия" на руку недобросовестному производителю. Западные страны столкнулись с этой проблемой на 30 лет раньше и решили ее с помощью стандартов. 1 июля прошлого года к ним присоединилась и наша страна. И отныне содержимое товара в упаковке должно составлять не менее 70 процентов от ее объема, а на консервах с заливкой указывается чистый вес продукта. Кроме того, торговые предприятия должны указывать цену товара на килограмм или литр, чтобы покупатель мог свободно ориентироваться, насколько выгодно приобретение. Все эти меры делают наш рынок более цивилизованным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter