МТЗ нужен смещенный центр

НЕ ПО ДНЯМ, а по часам крепнет машинно-тракторный парк АПК Витебщины. Только за два последних года хозяйствам области поставлено 486 энергонасыщенных тракторов, 800 современных высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов «Гомсельмаша», 271 кормоуборочный комбайн, 195 погрузчиков разной грузоподъемности, а также автомобили «МАЗ», оборотные плуги, комбинированные почвообрабатывающие посевные агрегаты, машины для внесения минеральных и органических удобрений. Всего в течение двух лет получено около 7 тысяч единиц сельскохозяйственной техники.

Как Витебщине сберечь миллионы и не отправлять механизаторов на обучение в столицу…

НЕ ПО ДНЯМ, а по часам крепнет машинно-тракторный парк АПК Витебщины. Только за два последних года хозяйствам области поставлено 486 энергонасыщенных тракторов, 800 современных высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов «Гомсельмаша», 271 кормоуборочный комбайн, 195 погрузчиков разной грузоподъемности, а также автомобили «МАЗ», оборотные плуги, комбинированные почвообрабатывающие посевные агрегаты, машины для внесения минеральных и органических удобрений. Всего в течение двух лет получено около 7 тысяч единиц сельскохозяйственной техники.

До конца 2015 года на сельскохозяйственные предприятия Придвинья прибудет еще 2000 зерноуборочных и 415 кормоуборочных комбайнов, 1550 тракторов, из которых 550 энергонасыщенных. При такой технической мощи встал вопрос переподготовки кадров, способных управлять современными богатырями. Если «Гомсельмаш» эту проблему уже решил, организовав учебу на местах, то Минский тракторный завод с ролью монополиста в этой сфере расставаться упорно не желает.

Директор Витебского учебного центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров Федор Почко при поддержке комитета по сельскому хозяйству и продовольствию несколько раз обращался на МТЗ с настоятельной просьбой упростить процесс обучения. Создать, скажем, филиалы учебного центра РУП «Минский тракторный завод» на Витебщине или командировать сюда специалистов на время обучения сформированных групп. И каждый раз слышал в ответ категоричное «нет».

— И очень жаль! — считает начальник Лиозненского райсельхозпрода Надежда Бухалович. — Сельхозпредприятиям было бы выгоднее направлять трактористов на учебу не в столицу, а в областной центр — район нес бы значительно меньшие потери на командировочных. Увы, приходится мириться с условиями завода-производителя на монополию в этой сфере. Хотя уровнем подготовки механизаторов в Минске мы довольны: приезжают подкованные, не страшно любую технику доверить.

В этом году район приобрел более 20 энергонасыщенных тракторов МТЗ-3022. Столько же механизаторов было направлено на переподготовку. Без соответствующих документов у них эту технику попросту не поставят на гарантийное обслуживание. Обязательное для всех условие обсуждению не подлежит. Так что хочешь не хочешь, а с затратами на обучение кадров считаться не будешь.

Заместитель начальника Верхнедвинского райсельхозпрода по механизации Сергей Циро качеством подготовки работников в Минском центре механизаторов тоже доволен, но, как и Надежда Васильевна, полагает, что открытие филиалов в Витебской области сберегло бы стране миллионы рублей. Верхнедвинск обладает вполне достойной базой для организации такой учебы — даже в райагросервисе. А разве не нашлось бы такой возможности у оршанцев и полочан, глубочан и витеблян?

По словам заместителя директора Витебского учебного центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров Михаила Петровского, недостатка в желающих повысить квалификацию не будет. Если за прошлый осенне-зимний период обучение в столице прошли 224 механизатора, то в нынешнем их количество увеличилось на 106. В области около 500 человек ежегодно получают права категории «А» на управление трактором мощностью до 100 лошадиных сил.  Очень многие приходят через год, с минимальным стажем за плечами, в учебно-курсовые комбинаты и соответствующие отделения при колледжах и лицеях для дополнительного обучения и пересдачи экзаменов на получение категории «В». Они с радостью сдали бы и на управление МТЗ-3022, да на уровне области этот барьер до сих пор не перепрыгнуть.

Затягивать решение обостряющейся проблемы не имеет смысла. Лед как будто уже тронулся. Во всяком случае, генеральный директор ОАО «Витебский облагросервис» Виктор Заикин уверен:

— К весне будущего года такой учебный центр, как при МТЗ, возможно, появится в Придвинье. Руководство МТЗ это поняло, да и база для переподготовки кадров в регионах есть.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter