МТЗ: марка на все времена

Уже в первые дни после освобождения Беларуси на многих из тех, кто ковал победу на полях сражений, была возложена новая историческая миссия, столь же героическая и ответственная — поднять страну из руин.
Уже в первые дни после освобождения Беларуси на многих из тех, кто ковал победу на полях сражений, была возложена новая историческая миссия, столь же героическая и ответственная — поднять страну из руин. За годы войны экономика Беларуси была практически полностью уничтожена. Казалось, потребуется не одно десятилетие, чтобы поднять из развалин и пожарищ города и села, отстроить фабрики и заводы. Но уже к началу 50–х белорусская промышленность была фактически восстановлена. Для того чтобы представить масштабы этой стройки, вдумайтесь в такую цифру: за первую послевоенную пятилетку было восстановлено и заново отстроено 180 крупных предприятий. В их числе, конечно же, и знаменитый МТЗ — ныне флагман белорусского сельскохозяйственного машиностроения.

Серафим Дедков был одним из тех, кто удостоился чести брать штурмом Берлин. Но для него война закончилась лишь два года спустя после Победы. Тогда же он вернулся в родную деревню Мартиненки Витебской области. Точнее, туда, где когда–то была деревня с таким названием. Еще в августе 43–го фашисты, отступая, разрушили ее почти до основания, родной дом Серафима Федоровича сожгли. Трех его сестер убили, мать и отец умерли от голода.

«Десять классов я закончил еще в 40–м, поэтому моя мечта была пойти учиться дальше, но об этом тогда не могло быть и речи. Я был самый старший в семье, нужно было искать работу и как–то выживать. И вот однажды я прочитал объявление в газете «Советская Белоруссия» о том, что открываются курсы машинистов в Бигосово, — вспоминает Серафим Дедков. — Мы с другом решили попытать счастья: сели на крышу вагона — денег на билеты у нас не было — и отправились в Бигосово». Машинистом ему стать так и не довелось. Хотя эта поездка оказалась для него судьбоносной. Там ему рассказали о том, что в Минске на строительстве тракторного завода требуются люди. Так он попал в столицу. На заводе получил направление на курсы бухгалтеров. С тех самых пор его жизнь изменилась кардинально, его дальнейшей карьере можно было только позавидовать: начинал работу на МТЗ он в должности старшего бухгалтера двух цехов. Затем окончил Московский финансово–экономический институт и очень скоро после этого получил назначение на должность начальника финансового отдела тракторного завода. Ушел с производства на пенсию в должности начальника планового отдела МТЗ. Сегодня Серафим Федорович с гордостью вспоминает годы становления завода, которому он отдал лучшие годы своей жизни: «Ведь нам удалось создать не просто собственный трактор, а марку, которая стала знаменитой на весь мир. Сегодня не многие знают о том, что под маркой «Беларусь» в советские времена свои тракторы в западные страны поставляли другие наши тракторные заводы, тот же Харьковский, Кировский, Челябинский. Это о чем–то да говорит...»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter