Почему в первые месяцы 1962 года заводчане провалили массовый выпуск нового трактора

«МТЗ-50»: трудяга, каких свет не видел

«МТЗ-50» («Беларус») — самый популярный колесный трактор эпохи Хрущева. Конструкторы поработали на совесть. Модели повезло: не устарела, не получилась «проходной». Даже через 50 лет ее можно найти на подворьях в России, Беларуси, Украине. А в подсобном хозяйстве помощник еще какой: подвезти картошку в прицепе, дрова на зиму, вытащить из грязи застрявшую легковушку. Кстати, один из его «последователей» — «МТЗ-80» — начали выпускать в Минске в 1974 году. Но и «МТЗ-50» не снимали с конвейера — отправляли на экспорт, поскольку спрос у зарубежных аграриев не падал. Как создавали «МТЗ-50» и чем он полюбился профессионалам?


МИНСКИЙ тракторный завод переходил на массовый выпуск «МТЗ-50», не останавливая основное производство «МТЗ-5». Задача непростая, ведь только 16 процентов деталей и узлов агрегата были аналогичны старой модели. Еще 20 процентов запчастей предстояло модернизировать. К тому же заводчане собирались строить новые цеха. 

Консультанта пригласили из Москвы — профессора старшего научного сотрудника Института машиностроения Академии наук СССР Фому Демьянюка. Тот обошел весь тракторный, обстоятельно ознакомился с планами и  порекомендовал: в каждом цехе найти 15 процентов свободных площадей. За три месяца до конца выпуска серийного трактора заменить оборудование под «МТЗ-50».

Но полностью эти рекомендации так и не были выполнены.

На заводе продолжали готовиться к выпуску нового «МТЗ-50». Вопросов появлялось все больше. Не могли договориться с поставками гидроагрегатов. Директор МТЗ и его заместитель объехали заводы в Мелитополе, Запорожье, Ельце. Не помогли даже ссылки на высокое начальство. Везде отвечали: «Ваши проблемы, сами и решайте». Плановая система глушила инициативу, заинтересованность заводов в расширении поставок. 

С изготовителями гидроузлов построили работу по бартеру. Для Мелитопольского завода на МТЗ делали штампы, 320 видов инструментов. Бесплатно передали предприятию 320 станков. Для Подольского аккумуляторного завода МТЗ изготовил шесть сложных пресс-форм. А в Бобруйске на заводе резиновых техизделий и вовсе ничего не знали о деталях новых «МТЗ». Пришлось учить своих младших коллег. 

Однако некоторые партнеры отозвались: Московский завод автоматических линий и завод имени Орджоникидзе, Минский станкостроительный завод имени Кирова. Впоследствии некоторые старые станки подарили предприятиям-смежникам.

НОВЫЙ сборочный конвейер запустили в октябре 1961 года. Его, кстати, сдали в эксплуатацию досрочно. Все происходило скромно, но чинно. В корпусе собрались работники завода. Директор Борис Сивак нажал кнопку «Пуск», и металлические конструкции заработали. Затем старший мастер Андрей Костюк, Владимир Давыдовский, Анатолий Заяц, Сергей Герман закончили сборку «МТЗ-50». Под аплодисменты первый трактор сошел с конвейера. Но первый — не значит массовый. Коллектив МТЗ оставался заложником Минского завода автоматических линий. Завод не поставил восемь линий для обработки — причем опоздал со сроками на месяцы. Поэтому на МТЗ продолжали собирать старые модели «МТЗ-5». 

Положение на МТЗ ухудшалось. Оттягивать полный переход на «МТЗ-50» становилось труднее. В последний месяц 1960 года напряжение на заводе достигло пика. С 1 января 1961-го все материалы запланировали только для производства «МТЗ-50». 

Главный инженер Зиновий Рубанов проводил совещания каждые три дня. Никаких длинных разговоров, бесполезных дискуссий. Хотя ситуация была драматической, едва не доходило до выяснения отношений. Одна из автоматических линий уже монтировалась. Но были и другие — их только еще привозили для установки. 

Некоторые смежные заводы тоже подвели — не успели подготовиться к новому производству. На других не хватало мощности. Сорвали поставки по изделиям кооперации «Гомсельмаш», МАЗ, Борисовский завод гидроаппаратуры, Минский мотовелозавод. 

Спасли заводчане, как говорят в таких случаях, сами себя. Главный инженер поручил сделать 50 комплектов деталей своими силами. Применяли упрощенную оснастку. При этом создавали кооперацию. В нее входили основные и вспомогательные цеха, базовые и технологические лаборатории, цех опытного производства. 

На термическом участке бригадир грузчиков Василий Кривой смог получить навыки термиста, травильщика, дробометчика. Он также заменял любого из подчиненных. Иногда оставался на следующую смену: если рабочее место свободно. 

Отличились и бригады молотового пролета — Василия Попка, Петра Вересковского. В сталелитейном цехе бригада Петра Куксы изготавливала 180 опок при норме 140. Впоследствии ее обошли конкуренты Константина Антоновича. Хотя опередили соперников лишь на несколько сот опок. 

2 января 1962 года в цехе закончили делать последние «МТЗ-5». Руководство завода прямо у конвейера  принимает решение  — начать сборку «МТЗ-50», пока не такую массовую. 

Всю смену ни разу не отдыхал начальник производства Иван Демченко. Конструкторы и технологи передали ему эстафету производства. Теперь вся забота о новом тракторе лежала на его плечах. 

3 января 1962 года, хоть и очень медленно и с частыми остановками, конвейер продолжает двигаться. Правда толпа руководителей уже поредела: на первом плане рабочие. У них еще маловато сноровки. «МТЗ-50» «ползет» черепашьим шагом…

Лишь только 5 января 14 новеньких «Беларусов» наконец приблизились к выездным воротам. Причем выпуск впоследствии не останавливался. В январе на МТЗ сделали 40 «МТЗ-50», а почти через год уже 191. За успехи в 1962 году поощрили 1055 рабочих и служащих. 482 получили звание «Лучший рабочий своей профессии».


Иван ЧМУНЕВИЧ из деревни Прудок Калинковичского района. 12 лет проработал в ОАО «Прудокское» механизатором на ДТ-54. Затем пересел на новый «МТЗ-50». На нем звеньевым по выращиванию картофеля работал до самой пенсии. 

В 1992 году руководство сельхозпредприятия ему как одному из лучших специалистов продало старый трактор. Сейчас возраст железного коня — под сорок лет. «На нем только я работал. Не одну деталь заменил. Сцепление, коробку передач, подшипники… Сейчас в магазинах их хватает»,  — говорит Иван Михайлович. 

На «МТЗ-50» бывший механизатор продолжает пахать и сеять. Особенно в последние годы удается овес — урожайность под 30 центнеров с гектара. «Из него делаем муку — у нас своя мельница», — гордится сельчанин. 

Следить за техническим состоянием трактора помогает зять Василий: «МТЗ-50» по болоту идет как по маслу. Правда, случались и у нас казусы, застревали на сутки. Однажды поехали за дровами,  пробили колесо. А домкрата нет. Пришлось менять, можно сказать, голыми руками…»


Александр КОНАХОВСКИЙ — бывший руководитель колхоза имени К. Маркса  Шкловского района. Сейчас на пенсии, в 1964 году учился в БГСХА на четвертом курсе. Он вспоминает, как на «МТЗ-50» под Горками обрабатывал землю на практике в учебном хозяйстве:

—  Трактор еще с пылу с жару, завод несколько лет их делал. К нам, студентам, поступили первые экземпляры. Это, конечно, вдохновляло. Хотя работы немало: площадь полей — около 17 тысяч гектаров. Начиналась практика с весны и заканчивалась глубокой осенью. Изучили в новом «МТЗ» каждый болтик. 

Правда, не обошлось в тот сезон без комических ситуаций. В группе Александра Дмитриевича — коллеги из других областей. Сдружились, пригласил поехать в гости, показать родной Мстиславль. И заодно на дискотеку в клуб. Легковушек у студентов, чтобы красоваться перед девушками, как сейчас, не было. Решили в учхозе тайком арендовать новенький «МТЗ-50». 

— У руководителя не спросили. Знали, когда у него банный день, воспользовались отсутствием — и в кабину. Три человека — все уместились. Путь проделали неблизкий — 50 километров. А на обратной дороге не повезло: пробили колесо. Благо коллеги выручили. В одном из хозяйств Смоленской области помогли завулканизировать. 

За такой поступок студентов могли и отчислить, но, к счастью, заступился один из преподавателей. 


КСТАТИ

МТЗ только в начале 1962 года не выполнил план по сборке тракторов. Мартовское задание заводчане перекрыли, а в итоге догнали график — восполнили недобор первых двух месяцев. В 1962 году план 46060 тракторов выполнили с превышением. В 1961-м с конвейера сошли 38640 единиц техники. 

В ТЕМУ

«МТЗ-50» конструкторы разработали в конце 1950-х. На нем дизельный двигатель 55 «лошадок». Зато вес по сравнению с предшествующей моделью на 400 килограммов меньше. Разгонялся трактор от 1,65 до 25 км/ч. «МТЗ-50» стал базовым в семействе колесных тракторов. Унифицированные «родственники» отличались между собой на 88—98 процентов. 

kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter