Сегодня мраморное мясо можно попробовать в элитных ресторанах по "золотой" цене

Мраморный срез «продукта мясных пород»

2. Убытки сплошные и непокрытые


НАВЕРНЯКА немногие наши соотечественники могут похвалиться тем, что им доводилось отведать настоящий стейк. Не просто кусок зажаренной говядины, а деликатесное блюдо, приготовленное из мраморного мяса, выращенного по особой технологии. Что уж тут говорить о сельских жителях, если даже в столице его еще надо потрудиться отыскать. Из элитных сортов  на прилавках только говядина премиум-класса. Да и то в основном зарубежных производителей. Отечественную предлагают лишь охлажденную с небольшим сроком годности. Понятно, для универсамов невыгоден такой товар.



ПРАВДА, найти мраморное мясо можно, всего лишь нажав клавишу компьютера в интернет-магазинах. Здесь ассортимент широчайший, по нему вполне можно изучать географию планеты. Аргентина, Австралия, Бразилия, Новая Зеландия, Уругвай, даже Япония. Вот только цены зашкаливают. Килограмм от 56 до 80 деноминированных рублей. Кстати, в интернет-магазинах есть и белорусская  элитная вырезка от скота мясных пород. За килограмм просят 25—30 рублей.

Конечно, такой «ценник» пониже, чем на заморский товар. Однако отечественное мясо из-за отсутствия необходимых техусловий по определению мраморности пока с ним в один ряд ставить нельзя. Впрочем, даже такая цена не особенно привлекает покупателей. А что будет, когда мясу присвоят нужную категорию и стоимость станет еще весомее?

Сегодня мраморное мясо без проблем можно попробовать в элитных ресторанах. Но, как говорится, по толщине кошелька. Мясо для гурманов воистину золотое. Скажем, в первом в столице стейк-хаусе  400-граммовая сочная порция — 65—80 рублей. Есть и более скромные предложения. Так, один из ресторанов предлагает стейки до 50 рублей. Правда, и порция там поменьше — 180 граммов. 

Как рассказали корреспонденту «СГ», отечественный продукт здесь не используют. Заказывают его в основном из Австралии, поэтому и стоимость зашкаливает. Однако рестораторы двумя руками за то, чтобы завозили белорусское мраморное. Короткое логистическое плечо, возможность работать по конкретным договорам, естественно, позволят снизить ценовую планку.

Вот вам парадокс белорусского рынка: вроде бы «мраморные» быки в наличии, а элитной говядины как не было, так и нет. Директор сельхозпредприятия «Туровщина»  Житковичского района Андрей Кузьменко по полочкам разложил, почему хозяйству невыгодно производить элитный продукт, который сулит, казалось бы, неплохие дивиденды.

Обеспечить мраморность мяса для предприятия, где разводят породу лимузин, не проблема. Однако только под заказ, на исполнение которого будет несколько месяцев. Если оставить скот без интенсивного финального откорма, то на выходе получим премиум-говядину, не больше. Но и здесь надо считать. И счет этот пока не в пользу производителя. Все дело в том, что мраморное мясо — это только несколько продольных мышц на спине взрослого, откормленного по особой технологии быка. Всего до 10 процентов от всей туши. С животного весом под 700 килограммов выходит всего около двух пудов элиты. Да, ее можно продать по 100 рублей за килограмм, а ведь остальное мясо, а это еще 350—400 килограммов, уйдет по цене обычного. Выгода мизерная. А если его реализовать как племенное животное, то рентабельность сразу возрастает до 20—30 процентов. Так что мраморное мясо для хозяйства пока только возможность, а не реальные объемы.

Вторит Андрею Кузьменко и директор сельхозпредприятия «Першаи-2003» Евгений Скрундь:

— Надбавка 30 процентов за элитное мясо — это мизер, — категоричен руководитель. — Себестоимость продукта приносит только убытки. Тем не менее для перерабатывающих предприятий даже такое мясо дорогое. Белорусские рестораны закупают российскую  мраморную говядину по 50—60 долларов за килограмм или по 100 долларов японскую, а к белорусской никакого  интереса. Да если бы нам платили хотя бы половину того, что россиянам, тогда не проблема. А вот куда девать остальное?..

Что ж, вполне ясный и резонный вопрос. На него попробовал ответить во время посещения Першаев заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло. Он не сомневается в том, что отечественные хозяйства способны выращивать элитное мясо. Однако признает, что проблемных вопросов в мясном скотоводстве немало. В том числе  во взаимоотношениях производителей с торговлей и мясокомбинатами. Замминистра назвал конкретный адрес продуктивного сотрудничества — СПК имени Деньщикова Гродненского  района и Гродненский мясокомбинат.

Адрес хозяйства, надо сказать, известный среди специалистов. Мраморным мясом здесь занялись еще семь лет назад. Сейчас на ферме «Большая Жорновка» 360 животных элитного маточного поголовья. Вместе с переработчиками и одной из американских компаний сельхозкооператив попробовал получить мраморную говядину — такой, какой хотят видеть ее заокеанские бизнесмены. 

Обычно на мясокомбинат отправлялись животные весом 550—570 килограммов. Американцы посчитали, что этого недостаточно, нужно не менее 700 килограммов. Главному зоотехнику Петру Глебовичу пришлось осваивать новую технологию. В возрасте 15 месяцев бычков поставили на интенсивный откорм — до семи килограммов энергетического комбикорма на голову. Примерно 60 процентов в нем зерно кукурузы. Опыт, по отзывам самих американцев, удался, но заключать контракт они до сих пор не спешат.

За десять месяцев сельхозкооператив отправил на мясокомбинат 90 тонн высококачественной говядины. Половину — с надбавкой 30 процентов, остальное — по цене обычной черно-пестрой породы. И здесь рентабельность выращивания элитного мяса минусовая. Поэтому расширять производство пока не намерены. Многое, если не все, зависит от закупочной цены. Работать себе в убыток никто, естественно, не станет. 

Впрочем, особенно не жируют и переработчики. Заместитель генерального директора Гродненского мясокомбината по сбыту Сергей Помелов подтвердил, что с реализацией  высококачественной говядины есть серьезные вопросы. Небольшую часть мяса продают ресторанам Гродно и Минска. Понятно, они стараются купить его как можно дешевле. Поэтому никаких сверхприбылей от таких поставок предприятие не имеет. Мало интересует мраморное мясо отечественную торговлю. Есть намерение через американскую фирму-партнера экспортировать такую продукцию в Объединенные Арабские Эмираты. Но пока эта задумка на стадии переговоров. 

Теперь ясно, почему мясокомбинаты не спешат за благородным мясом. Забот много, отдача невысокая. Да и новые технологии переработки надо осваивать. Конкретный пример. Из одной туши мы получаем около 20 видов продукции, на Западе  в пять раз больше. Однако первым делом качество. Если покупатель не находит разницы между премиум-продуктом и «мрамором», то, понятно, платить больше никто не будет.

Надо признать, что и население в большинстве своем не готово его покупать. Люди выбирают, что дешевле. Но литовцы, к слову, тоже долго привыкали к индюшиному мясу. Сейчас наши соседи по его потреблению на одном уровне со странами Западной Европы.

Так что вывод вполне понятен. Выращивать и получать элитный продукт в республике есть все возможности. Главная проблема — продать его по разумной, экономически оправданной цене. К тому же в пользу производителей. Негоже нам доставлять мраморное мясо за тридевять земель, когда тучные стада пасутся рядом. Пока же простая черно-пестрая буренка дает молоко, создавая дополнительную прибыль, а ее мясистый абердин-ангусский собрат просто нагуливает вес.

gennadijj-gil@rambler.ru

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter