Мрачные будни ЕГУ в Вильнюсе

Литовский по форме, но белорусский по содержанию университет переживает кризис
Где собирается более трех "сердитых интеллектуалов" там обязательно произойдет бессмысленная свара.


Этот литовский по форме, но белорусский по содержанию (из полутора тысяч студентов 90% — из Беларуси) вуз вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны, его дипломы получают безоговорочное признание в ЕС, но в Беларуси требуют подтверждения знаний. Это приводит к тому, что около половины выпускников домой не возвращаются, а вливаются в стройные ряды ищущих работу со всеми последствиями. Кроме того, всей Литве известно, что в ЕГУ один скандал плавно переходит в другой. Постоянное участие руководства в политических дрязгах поставило университет на грань выживания. Как водится, крайними становятся студенты. 


— Проучился там пару семестров и бросил: знаний по специальности давали мало, зато усиленно шло промывание мозгов, — рассказал “НГ” минчанин Константин Мичков. — Поступил в БГУИР — а тут наоборот: знаний слишком много, еле вытягиваю на семерки-восьмерки.


На интернет-ресурсах отношение к обосновавшемуся в Вильнюсе вузу также настороженное. Вот о чем пишет выпускница факультета международных отношений БГУ Оксана Карповец, поступившая в ЕГУ, но бросившая его спустя семестр:


— Поступала в ЕГУ, чтобы глубже понять современную культуру, искусство. Ожидала практических навыков. Огромным разочарованием для меня было то, что визуальные и культурные исследования не опираются на фундаментальные знания. На лекциях только критиковали невключенность женщин, социальных и сексуальных меньшинств в написание истории искусства. Преподаватель основного предмета неоднократно упоминала, что не знает историю искусства и не знает имен художников. Все это больше напоминало политический дискурс.


Это, конечно, только часть мнений. Наверняка есть и довольные учебой ребята. Но... В прошлом году руководство ЕГУ опять (в который уже раз!) раскололось. 
“Причина — глубокий внутренний кризис, который переживает университет, — говорится в обращении несогласных (среди которых — хорошо известные бузотеры Максим Жбанков, Андрей Лаврухин и другие). — Его обострение проявляется в растущей приверженности руководства ЕГУ к авторитарному стилю управления, в том числе к непрозрачной кадровой и финансовой политике, что ставит под угрозу существование университета”.


Глава университетского Сената Павел Терешкович рубит с плеча:


— Кризис ЕГУ во многом связан с тем, что нестандартные проблемы нестандартного университета пытаются решать стандартными приемами, “сшитыми” по шаблонам неолиберального менеджмента. С каждой новой редакцией Устава — университетской конституции, которая бесконечно меняется — права Сената, преподавателей и студентов становятся все более и более эфемерными.


Контракт со смело пинавшим руководство Терешковичем был досрочно разорван. Но разрубить гордиев узел проблем, продолжающихся не первый год, это не помогло. Еще три года назад, в разгар экономического кризиса, отразившегося в том числе и на платежеспособности белорусских студентов ЕГУ, его проректор Ирена Вайшвилайте без особого энтузиазма обещала:


— Мы будем говорить с нашими донорами, но не думаем, что кто-то ринется нас спасать. Скорее всего, придется принимать внутренние меры.


Полученные чуть позже от ЕС почти 90 тысяч евро были восприняты как “солидное финансирование”. Хотя лишь для начисления зарплат администрации, с ее слов, требуется около 900 тысяч евро ежегодно. Поэтому налажен сбор пожертвований в США и Европе. Между тем блогеры “раскопали” в Заславле солидный особняк другого проректора, уже с белорусской стороны, а также заинтересовались шикарными иномарками его сына. Как тут не вспомнить слова учредителя ЕГУ Анатолия Михайлова: “Динамика современных глобальных процессов опрокидывает традиционные представления о существовании фиксированного и законченного знания. Она побуждает к творчеству и постоянному совершенствованию”. И если паны (“прогрессивные” и “консервативные” преподаватели) рвут друг другу идеологичесие чубы, то легко догадаться, как чувствуют себя при этом студенты.


Многие из которых, кстати, идут в ЕГУ, чтобы вульгарно “откосить” от армии. Интересно, в курсе ли родители, которые платят за обучение деньги, а потом узнают, что их детишки пополнили ряды безработных, имея на руках красивый, но легковесный диплом? Даже как-то стыдно перед литовцами, что белорусское учреждение в Вильнюсе стало источником насмешек и колкостей.


В ЕГУ много разглагольствуют о толерантности, но если кто-то погладит ректора Михайлова и его присных против шерсти, то: чемодан — вокзал — Минск.


Интересен также другой вопрос. Неужели особенности национальной политической жизни заключаются лишь в том, чтобы не только в Минске, но и в любом месте, где собирается больше трех наших “интеллектуалов”, надо постоянно ссориться, обвинять друг друга и под холостые залпы демагогии бороться за халявные евро?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter