Валерий Шляга о жизни после Чернобыля, стандартах, спасших район

«Мозыряне стали для нас своими»

Валерий Шляга о жизни после Чернобыля и стандартах, спасших район
Валерий Шляга о жизни после Чернобыля, стандартах, спасших район, и философии полесской пословицы «Бери в работе умом, а не горбом»

Валерий ШЛЯГА
Валерий ШЛЯГА

СВОЮ 91-ю годовщину готовятся отметить наровлянцы. Дата не круглая, но выстраданная непростой историей. В 1926-м у района забрали целый сельсовет и передали в распоряжение Лельчиц. В 40-м большие территории отошли к Мозырскому району. В 63-м, в годы хрущевской перетасовки, объединили с Ельским, и несколько лет Наровлянского района не существовало вообще. Но основной удар нанес Чернобыль, до которого рукой подать, из проживавших здесь более 30 тысяч человек осталось менее 10 тысяч. Снова встал вопрос об упразднении административной единицы. Уверенность в том, что район не будет ликвидирован, вселил визит Президента Александра Лукашенко в 2004 году, когда и были расставлены все точки над «i».

Как живут полешуки сегодня, какие проблемы волнуют, почему оперативное управление сельхозорганизациями передано Мозырскому району? На эти и другие вопросы «СГ» отвечает председатель Наровлянского райисполкома Валерий ШЛЯГА:

— Вы были непосредственным свидетелем памятных всему миру событий в конце апреля 1986 года в Чернобыле. Вероятно, и жизнь после этого разделилась на «до» и «после»?

— А как иначе, если это страшное событие тяжелым катком проехалось по судьбе каждого здесь живущего. Мы и сегодня еще не осознаем масштаб трагедии. Хотя на первом этапе не думали, что все так страшно, потому что ничего не знали о радиации. Помню, когда объявили эвакуацию, первым делом люди побежали на кладбище, предкам поклониться. Это сегодня понятно, что часть территорий можно было не отселять. Но государство тогда могло позволить себе большие затраты. Да и оцениваем мы все уже по меркам сегодняшнего дня. Но и тогда местная власть старалась все сделать для людей.

— Одно из градообразующих предприятий района — кондитерская фабрика «Красный Мозырянин». В свое время стоял даже вопрос о ее закрытии, а как сейчас развивается предприятие?

— Модернизация, реализация инвестиционных проектов позволили предприятию миновать все сложные барьеры. Хотя кондитерская отрасль в республике достаточно развита и пробиться к потребителю довольно сложно. Ищем свою нишу. Наши конфеты «Коровка» известны всему миру, теперь монтируется новая линия по производству пастилы. Ее вкус, наверное, многие уже и подзабыли.

— Сейчас остро стоит вопрос модернизации АПК. Это касается и пересмотра структуры площадей в зависимости от почвенно-климатических условий. Наровлянский район по этим параметрам особенный — большая река со своим микроклиматом, невысокая балльность почв, к тому же пострадавших от Чернобыля. 

— Мы четко знаем, чтобы дальше развиваться, а также торговать, необходима чистая, в том числе и в животноводстве, продукция. Пока единственным видом кормов для ее получения является кукурузный силос. Как только начинаем убирать травы, сразу имеем корма на пределе допустимого уровня по цезию. Так что без кукурузы, что бы ни говорили в ее адрес, нам просто не обойтись. Тем более что она отлично приживается на наших песчаных почвах.

— Знаю, что ставку сделали на развитие свиноводства и мясного скотоводства…

— Добавлю — и на производство зерна для переработки на корма. В животноводстве провели техническую модернизацию, теперь очередь за экономической составляющей. Появились новые объекты — современные молочно-товарные фермы и комплекс для выращивания мясного скота с выгульными летними площадками. Есть все предпосылки, чтобы поднять рентабельность отрасли. Именно здесь те деньги, которые необходимы для развития растениеводства.

— В прошлом году Мозырскому райисполкому в оперативное управление переданы сельхозпредприятия района. Чем это вызвано?

— Самой жизнью. В 50-е годы прошлого века Наровлянский район был в числе признанных лидеров, заносился на республиканскую Доску почета. Не раз выходил победителем и в областном соревновании. Земли рядом с Припятью песчаные, плодородием не блещут, зато ее пойма дала в руки все козыри животноводам. Заливные луга с богатой растительностью позволяли получать высокие надои и привесы.

Но после Чернобыля ситуация резко изменилась. В 2009 году осталось всего два сельхозпредприятия: «Владимирский-Головчицы» и «Братство». Но площади огромные. Скажем, у «Владимирского-Головчицы» более 10 тысяч гектаров сельхозугодий. Часть из них вообще заросла бурьяном и долгие годы никак не использовалась. Не хватало людей. Да и те же тракторы приходилось гонять за 40—50 километров с места на место. В то же время Мозырскому району земли очень нужны. Город из года в год растет, сельская экономика на подъеме. К примеру, надои у мозырян — более 5300 килограммов от коровы, у нас — на две тысячи меньше. В прошлом году валовой объем производства наших аграриев составлял только 9 процентов от соседской. Вот решился Гомельский облисполком на такие меры. Правда, с согласия сессии Наровлянского райсовета депутатов.

— Сегодня эксперимент приобретает конкретные очертания…

— По правде говоря, наши аграрии были вначале в растерянности: что ожидать от нововведений, кто станет руководителями, где они будут получать и без того невысокую зарплату? Вопросы резонные и вполне понятные. Тем более для жителей отдаленного от промышленных центров полесского уголка. Здесь свои традиции, свой уклад жизни. Теперь многие опасения позади. Соседи вложили средства, обеспечили техникой и топливом. И что же? Улучшилась культура земледелия. Урожайность зерновых на хорошо обработанных полях увеличилась в два раза. По итогам нынешних пяти месяцев впервые за последние годы выполнен прогнозный показатель по валовой продукции в общественном секторе, а также во всех категориях хозяйств. Так, на ферме «Физинки» надои выросли на 35–40 процентов. До конца года планируется увеличить их вдвое. Почти все молоко сорта «экстра». Мозыряне вовремя подставили плечо и стали для нас своими. Да по-другому и быть не может. Ведь живем и трудимся на одной земле. Но Наровлянский район был, есть и будет! Тем более что наши места самобытные, со своей уникальной историей. Здесь по-прежнему есть своя вертикаль власти со всей необходимой инфраструктурой. Несомненно, любое объединение должно нести экономическую выгоду. Грамотно считать каждую копейку — тоже наука. Не напрасно на Полесье говорят: «Бери в работе умом, а не горбом».

— Тем не менее по-прежнему остается острым кадровый вопрос

— Да, здесь не все ладно. У нас социальная сфера значительно обогнала производство. Мы построили агрогородки с современной инфраструктурой, и условия жизни приблизились к городским. А вот реальный сектор экономики, производительность труда хромают. Отстают и вопросы материального стимулирования, а без достойного заработка кадры не удержишь. Повышать зарплату без роста отдачи на каждом рабочем месте еще опаснее. Выберем последние оборотные средства, и тогда предприятия уже не спасти. Я имею в виду и Наровлянский завод гидроаппаратуры – одно из подразделений Минского тракторного завода. Солидных заказов становится меньше. Правда, сейчас туда пришел новый энергичный руководитель, сразу взялся за поиск новых рынков сбыта. 

Слукавлю, если скажу, что лишь убеждениями да уговорами воздействуем на людей. Прежде всего стимулируем материально и производственников, и аграриев — в зависимости от достигнутых показателей. И во главе угла здесь не рост вала, а эффективность, рентабельность, снижение затрат. Ведь премии — это деньги, которые сами собой не появляются. Их нужно заработать, то есть произвести максимальное количество продукции с минимальными затратами и выгодно ее продать.

— Опять все упирается в деньги?

— А почему бы и нет. Но, будучи в долгах как в шелках, сельчане продолжают напряженно работать, исправно производят продукцию, без которой вся перерабатывающая промышленность АПК приказала бы долго жить. И, конечно, крестьяне вправе своевременно получать за нее деньги — для приобретения горючего, оплаты за энергоносители, на другие цели, в том числе и на достойную зарплату.

— Мы с вами больше говорили о материальных мотивациях. А если затронуть мораль... 

— Пусть это звучит несколько банально, но чтобы работать на земле, ее надо любить. И еще. Необходимо формировать в сознании человека мысль, что наше, общее — это мое. Тогда поменяется отношение к работе у всех, кто задействован в производстве чего-либо. Даже сейчас в непростое время мы видим отличную динамику в социально-экономическом развитии.

— Чувствуется уверенность в ваших словах…

— А как же без веры в перспективу. Да и район остался на карте Беларуси благодаря внедрению социальных стандартов. Мы их внедрили одними из первых в республике. Есть еще и наш главный наровлянский принцип: если ты остался здесь, сделай все от тебя зависящее, чтобы жить достойно. А жить здесь будем не только мы, но и (а я в этом уверен) наши потомки, близкие и далекие.

shevko@sb.by

Фото Анатолия СИЛИВЕРСТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter